Урок 14. Миграции населения

0
622

Цели: Изучить особенности миграций в России. Дать определения понятиям «ми­грация», «иммиграция», «эмиграция», «беженцы», «вынужденные переселенцы», «сальдо миграций». Выявить проблемы, возникающие при активной миграции населе­ния и определить пути решения проблем. Развивать умение анализировать статисти­ческие материалы.

Оборудование: Политико-административная карта России, статистический мате­риал.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Устно рассказать об особенностях изменения численности населения России.

Охарактеризуйте типы воспроизводства населения.

Повторение терминов (см. домашнее задание урока 13; на доске перечень по­нятий темы).

Географический письменный диктант на термины и понятия:

а) Численность населения России составляет … (145млн человек).

б) В каком году прошла последняя перепись населения России? (2002.)

в) Естественное движение или … (воспроизводство) или … (процесс непре­рывной смены поколений).

г) Переход от одного типа воспроизводства к другому называется … (демо­графическая революция).

д) Освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков, уравнивание в правах называется … (эмансипация).

е) Резкое увеличение прироста населения в результате резкого снижения смертности при сохранении высокой рождаемости? (Демографический взрыв.)

ж) Разница между числом родившихся и числом умерших людей? (Естест­венный прирост населения.)


з) Уменьшение численности населения называется … (демографический кри­зис, или депопуляция).

и) Число умерших в возрасте до 1 года на тысячу родившихся называется (младенческая смертность).

к) Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдаются при … (тради­ционном) типе воспроизводства.

Изучение нового материала

План лекции на доске:

Что такое миграция?

Причины миграций.

Воздействие переселений на жизнь общества.

Насильственные переселения.

Миграционные проблемы.

Миграции в вашем крае.

Запись в тетрадь

Миграции – переселение людей из одних мест проживания в другие. Миграцию называют еще механическим движением населения.

Миграции делятся на внутренние и внешние. Миграции населения в пределах границ одной страны называются внутренними, а за пределы страны – внешними.

Объяснение видов миграций сопровождается вычерчиванием схемы «Виды ми­граций» и дополнением схемы примерами: (по уч. Д. и А.)

Вопросы к классу:

Как же мигрировало население СССР и России в XX веке? Что послужило причинами миграции?

Куда же мигрирует и мигрировала в XX в. часть населения России, имевшая постоянное место жительства?

Рассмотрим наиболее крупные миграции:

Самая мощная миграция XX века прошла с 1926 г. по 1988 г. – это переезд людей из села в город, т. е. процесс урбанизации населения.

Вопрос: С чем был связан этот процесс? (С индустриализацией экономики СССР. Большое количество русских переселились в период индустриализации в националь­


ные союзные республики СССР. За 10 лет с 1959 года число русских, живущих в республиках СССР, выросло на 5 млн человек.)

Насильственные переселения до 1917 г. на каторгу и в ссылку в Сибирь и на остров Сахалин. После Октябрьской революции поток ссыльных резко увеличился: это раскулаченные крестьяне в период коллективизации, дворянство, духовенство, интеллигенция.

Вопрос: Назовите наиболее известные факты «переселения народов». Покажите на карте (рис. 12, с. 35, уч. Д.) пути депортации народов. (В 1937 году около 200 тыс. корейцев Приморского края в течение двух недель были вывезены в Среднюю Азию и Казахстан. В 1939 г. сотни тысяч поляков, литовцев, эстонцев, латышей были вы­селены в Сибирь. В 1941 году все немцы СССР были выселены в Сибирь, на Урал, в Казахстан. В 1943 г. в Сибирь, Казахстан были вывезены чеченцы, ингуши, балкар­цы, крымские татары, калмыки, турки-месхетинцы, греки, карачаевцы и др. В 1956-57 гг. народы Северного Кавказа были возвращены на свою родину.)

Добровольные миграции в 50-х годах XX в. прошли на Юг Сибири и в Казах­стан. Русские, украинцы и другие народы ехали на освоение «целинных земель». Массовая миграция прошла и в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это были плановые миграции.

Вопрос: Что означает «плановая миграция» и в чем она заключалась? (Миграция проводилась с целью освоения природных ресурсов неосвоенных районов СССР. Не­которые объекты строились как «ударные комсомольские стройки» с привлечени­ем молодежи, например, БАМ.)

Сейчас происходит обратный процесс: массовая миграция из районов Крайне­го Севера, Дальнего Востока и Европейского Севера. Инфляция «съела» сбережения жителей Севера, а доходы не компенсировали расходы на питание, одежду, отдых. Северяне уезжают, как правило, в Центральную Россию, Поволжье, на Урал, т. е. в те районы, которые раньше были основными территориями оттока населения.

В 90-е гг. XX в. началась миграция из города в село и пригороды, так назы­ваемый процесс субурбанизации. В крупных городах из-за неблагоприятной эколо­гической обстановки (шумовое, пылевое загрязнение), высокого уровня преступно­сти, дороговизны земли часть населения выезжает в пригороды и села, где строят коттеджи.

Ежегодно в России активизируются сезонные миграции: с началом огородного сезона миллионы людей едут на дачи, сады-огороды; в сезон отпусков – на юг, в деревню и т. д.

Вопрос: Для каких народов характерны сезонные миграции и с чем это связано? (Сезонные миграции характерны и для кочующих народов Севера: оленеводы пере­гоняют свои стада летом к побережью морей Северного Ледовитого океана, а к зиме оленей перегоняют в лесотундру под защиту леса.) Приведите примеры маят­никовых и сезонных миграций. (Маятниковые миграции связаны с вахтовым мето­дом работы на Крайнем Севере.)

Закрепление

Что такое миграции?

Назовите виды миграций (внутренние и внешние).

Приведете примеры «переселения народов». (Корейцы, немцы, чеченцы, ингу­ши, карачаевцы, поляки и др.)

Каковы причины миграций? (Насильственные, экономические – заработать деньги.)


В чем экономическое значение миграций? (Они способствуют территориаль­ному перераспределению работников, освоению новых территорий.)

Почему снизился миграционный отток жителей села в город? (В городе в усло­виях экономического кризиса очень трудно устроиться с жильем и работой особенно в малых и средних городах из-за высокого уровня безработицы.)

Что такое иммиграция, эмиграция? Приведите примеры. (Иммиграция – въезд в

страну. Сейчас в Россию едут беженцы и вынужденные переселенцы, боль­шей частью русскоязычное население бывших республик СССР.

Эмиграция – выезд из страны. Эмигрировали из России, а раньше из СССР ев­реи, немцы. Сейчас усилился отток (утечка) умов, т. е. высококвалифициро­ванных специалистов (музыканты, ученые, инженеры, спортсмены) – элита населения России.)

Домашнее задание

По уч. А.: §13, ответить на вопросы для самооценки с. 62-63.

По уч. Д.: §7, вопросы, с. 44 (1-6).

В каких видах миграций участвовали или участвуют члены вашей семьи?

Какие миграционные процессы происходят в настоящее время в вашем субъекте (республике, крае, области)?

Творческое задание по уч. А, с. 63 (на выбор):

«Моя точка «зрения»;

«Проблема ждет вашего решения»;

«М

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь