Урок 14. Контрольно-обобщающий урок по теме «Насекомые»

0
347

Цель урока: обобщить, систематизировать и расширить знания о насеко­мых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни че­ловека и охране.

Оборудование: Таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Предста­вители главнейших отрядов», таблицы «Комнатная муха», «Капустная белян­ка», «Комары», «Медоносная пчела», коллекции насекомых, задания.

Предварительная работа: Учащиеся готовят сообщения о редких насеко­мых родного края; класс делится на 5 групп; для фронтальной работы с тестом готовятся кружочки двух цветов — по 2 на каждого учащегося.

Ход урока

Организационный момент

Фронтальная работа. Тест «Класс Насекомые»

Проводится тест (см. Приложение). После этого предлагается:

а) все неправильные суждения исправить так, чтобы они были верными;

б) используя лист с тестом, составить характеристику насекомых.

Слово учителя

Остановимся на вопросе о причинах необычайного процветания класса насекомых, совершенно несравнимого ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию составляющих его форм. Это обилие свиде­тельствует о господствующем положении насекомых. Многие особенности организации насекомых делают их приспособленными к жизни в самых раз­личных средах, условиях существования. Их отличают:

усложнение в развитии дыхательного аппарата (трахейной системы);

сочетание прочности и легкости наружного хитинового скелета;

способность к полету и передвижению по различным поверхностям;

возможность использования самой разнообразной пищи;

способность находить пищу и обнаруживать врагов благодаря хорошо развитым органам чувств;

возможность заполнения мест обитания, недоступных для других жи­вотных;

возможность осуществления сложных инстинктивных действий, и т.д. Ознакомление с отдельными видами насекомых уже показало нам, что они

обладают очень совершенными защитными приспособлениями. Какими? От­ветьте на этот вопрос после обсуждения в группах.

Работа в группах «Насекомые защищаются»

Группа 1. Предостерегающая, или предупреждающая окраска.

Коллекции «Божья коровка», «Клоп-солдатик», «Колорадский жук».

Группа 2. Мимикрия.

Группа 3. Покровительственная окраска.

Коллекции «Бабочка-крапивница», «Щавелевый клоп», «Кузнечик».

Группа 4. Охранительнее сходство.

Коллекции «Гусеница пяденицы», «Палочник».

Группа 5. Другие приспособления.

Коллекция «Комнатная мухф>.

Учащиеся выслушивают небольшие рассказы каждой из групп и формули­руют вывод: насекомые обладают очень совершенными защитными приспо­соблениями, позволяющими им остаться живыми и продолжить существование вида.

Тест «Отряды насекомых»

На доске — схема деления класса Насекомые на отряды. Характерис­тики отрядов в готовом виде находятся на рабочем столе учителя (впере­мешку). Необходимо определить, чья это характеристика и заполнить в схеме пустующие места (листы с характеристиками отрядов вывешива­ются на доску, соблюдая соответствие).

Характеристики отрядов:

Надкрылья кожистые, выпрямленные на спине; задние крылья — вее­ром; ротовые органы — грызущие; задние ноги обычно прыгающие.

Колюще-сосущий ротовой аппарат; надкрылья неоднородные: тол­стые, жесткие, а на вершине — мягкие, тонкие; пахучие железы.

Жесткая первая пара крыльев; вторая пара — перепончатые; все тело покрыто толстым слоем хитина; ротовой аппарат грызущий.

Две пары больших крыльев, покрытых чешуйками; ротовой аппарат сосущего типа; ножки слабые, но цепкие.

Две пары прозрачных крыльев, прочно сцепленных между собой; ро­товые органы грызущие или сосущие; яйцеклад или жало.

Одна (передняя) пара крыльев; жужжальца; ротовые органы колющие или лижущие; лучшие летуны; личинки безногие, безголовые или с головой.

Колюще-сосущий хоботок; две пары прозрачных крыльев; питаются исключительно соками растений.

О Распределите представителей класса насекомых по отрядам, найдите их характерные признаки:

I) медоносная пчела; 2) овод бычий; 3) тля; 4) водомерка; 5) слепень бы­чий; 6) адмирал; 7) кузнечик; 8) оса; 9) яблочный цветоед; 10) яблонная плодожорка; 11) клоп лесной; 12) комар обыкновенный; 13) медведка; 14) крестоцветная блошка; 15) ягодный долгоносик; 16) трихограмма; 17) капустная белянка; 18) белянковый наездник.

Индивидуальная письменная работа

Из конверта в каждой группе выдаются вопросы для письменного ответа (один вопрос на учащегося).

Группа 1

Каковы особенности строения рабочей пчелы?

Каков состав пчелиной семьи, обязанности пчел?

Кто такие наездники, каковы их особенности и значение в природе?

Как устроен муравейник, каков состав муравьиной семьи?

Каково значение перепончатокрылых в природе и жизни человека? Группа 2

В чем особенности строения комнатной мухи и ее личинки, каковы их сходства и различия?

В чем сходство и различия малярийного комара и комара-пискуна?

Какие представители отряда двукрылых являются вредителями сель­ского хозяйства? Каковы меры борьбы с ними?

Какие представители отряда двукрылых приносят пользу человеку и в чем она заключается?

Что такое гнус? Какое он имеет значение?

Группа 3

Каковы особенности внешнего строения представителей отряда Жест­кокрылые?

Какие представители отряда жесткокрылых являются помощниками чел

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь