Цель урока: обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни человека и охране.
Оборудование: Таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Представители главнейших отрядов», таблицы «Комнатная муха», «Капустная белянка», «Комары», «Медоносная пчела», коллекции насекомых, задания.
Предварительная работа: Учащиеся готовят сообщения о редких насекомых родного края; класс делится на 5 групп; для фронтальной работы с тестом готовятся кружочки двух цветов — по 2 на каждого учащегося.
Ход урока
Организационный момент
Фронтальная работа. Тест «Класс Насекомые»
Проводится тест (см. Приложение). После этого предлагается:
а) все неправильные суждения исправить так, чтобы они были верными;
б) используя лист с тестом, составить характеристику насекомых.
Слово учителя
Остановимся на вопросе о причинах необычайного процветания класса насекомых, совершенно несравнимого ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию составляющих его форм. Это обилие свидетельствует о господствующем положении насекомых. Многие особенности организации насекомых делают их приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования. Их отличают:
усложнение в развитии дыхательного аппарата (трахейной системы);
сочетание прочности и легкости наружного хитинового скелета;
способность к полету и передвижению по различным поверхностям;
возможность использования самой разнообразной пищи;
способность находить пищу и обнаруживать врагов благодаря хорошо развитым органам чувств;
возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных;
возможность осуществления сложных инстинктивных действий, и т.д. Ознакомление с отдельными видами насекомых уже показало нам, что они
обладают очень совершенными защитными приспособлениями. Какими? Ответьте на этот вопрос после обсуждения в группах.
Работа в группах «Насекомые защищаются»
Группа 1. Предостерегающая, или предупреждающая окраска.
Коллекции «Божья коровка», «Клоп-солдатик», «Колорадский жук».
Группа 2. Мимикрия.
Группа 3. Покровительственная окраска.
Коллекции «Бабочка-крапивница», «Щавелевый клоп», «Кузнечик».
Группа 4. Охранительнее сходство.
Коллекции «Гусеница пяденицы», «Палочник».
Группа 5. Другие приспособления.
Коллекция «Комнатная мухф>.
Учащиеся выслушивают небольшие рассказы каждой из групп и формулируют вывод: насекомые обладают очень совершенными защитными приспособлениями, позволяющими им остаться живыми и продолжить существование вида.
Тест «Отряды насекомых»
На доске — схема деления класса Насекомые на отряды. Характеристики отрядов в готовом виде находятся на рабочем столе учителя (вперемешку). Необходимо определить, чья это характеристика и заполнить в схеме пустующие места (листы с характеристиками отрядов вывешиваются на доску, соблюдая соответствие).
Характеристики отрядов:
Надкрылья кожистые, выпрямленные на спине; задние крылья — веером; ротовые органы — грызущие; задние ноги обычно прыгающие.
Колюще-сосущий ротовой аппарат; надкрылья неоднородные: толстые, жесткие, а на вершине — мягкие, тонкие; пахучие железы.
Жесткая первая пара крыльев; вторая пара — перепончатые; все тело покрыто толстым слоем хитина; ротовой аппарат грызущий.
Две пары больших крыльев, покрытых чешуйками; ротовой аппарат сосущего типа; ножки слабые, но цепкие.
Две пары прозрачных крыльев, прочно сцепленных между собой; ротовые органы грызущие или сосущие; яйцеклад или жало.
Одна (передняя) пара крыльев; жужжальца; ротовые органы колющие или лижущие; лучшие летуны; личинки безногие, безголовые или с головой.
Колюще-сосущий хоботок; две пары прозрачных крыльев; питаются исключительно соками растений.
О Распределите представителей класса насекомых по отрядам, найдите их характерные признаки:
I) медоносная пчела; 2) овод бычий; 3) тля; 4) водомерка; 5) слепень бычий; 6) адмирал; 7) кузнечик; 8) оса; 9) яблочный цветоед; 10) яблонная плодожорка; 11) клоп лесной; 12) комар обыкновенный; 13) медведка; 14) крестоцветная блошка; 15) ягодный долгоносик; 16) трихограмма; 17) капустная белянка; 18) белянковый наездник.
Индивидуальная письменная работа
Из конверта в каждой группе выдаются вопросы для письменного ответа (один вопрос на учащегося).
Группа 1
Каковы особенности строения рабочей пчелы?
Каков состав пчелиной семьи, обязанности пчел?
Кто такие наездники, каковы их особенности и значение в природе?
Как устроен муравейник, каков состав муравьиной семьи?
Каково значение перепончатокрылых в природе и жизни человека? Группа 2
В чем особенности строения комнатной мухи и ее личинки, каковы их сходства и различия?
В чем сходство и различия малярийного комара и комара-пискуна?
Какие представители отряда двукрылых являются вредителями сельского хозяйства? Каковы меры борьбы с ними?
Какие представители отряда двукрылых приносят пользу человеку и в чем она заключается?
Что такое гнус? Какое он имеет значение?
Группа 3
Каковы особенности внешнего строения представителей отряда Жесткокрылые?
Какие представители отряда жесткокрылых являются помощниками чел