Цель: углубить понятия горы, рельеф, формы рельеф; сформировать представление у учащихся о горных системах, хребтах, типах гор по высоте; развивать умения определять географическое положение гор, их высоту; умение показывать горы на контурных картах.
Оборудование: картины с изображением гор, холмов, физическая карта полушарий.
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Географический диктант.
1)Горы с каналами, из которых временами изливается магма (вулканы)
2)Отверстие на вершине вулкана (кратер)
3)Канал, идущий из глубины земной коры (жерло).
4)В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии – магмы – меньше. Вещество мантии плавится, образуя …(очаг магмы).
5) Излившуюся на поверхность магму называют … (лавой).
6)Периодически фонтанирующие источники – это … (гейзеры).
7)Подземные воды, нагретые магмой и вышедшие на поверхность, называют … (источник).
8) Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называют … (действующими).
9) Вулканы, извержение которых прекратились совсем, называются … (потухшими).
2.Запишите названия вулканов, которые учитель показывает на карте. В левый столбик – потухшие, в правый – действующие.
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Давным-давно Индия представляла собой материк, который располагался южнее, чем сейчас. Примерно 45 млн.лет назад он начал двигаться на север. Так он столкнулся с материковой плитой Азии и одним своим боком угодил под край этого континента. Это чудовищное столкновение привело к тому, что земная кора вздыбилась и в результате родилась новая горная цепь. Название ее – Гималаи – самая высокая на Земле горная цепь. Она имеет 26 пиков. Высота которых в среднем превышает 7,5 тыс.м. В 1953 году английские альпинисты первыми покорили высочайшую вершину мира – Эверест.
– Цель нашего урока – научиться давать характеристику гор. Для этого мы сначала разберем строение гор.
Задание 1. Работа с текстом учебника с.
Прочитайте в учебнике § 20, пункт 2 и подпишите рисунок «Строение гор».
– От какой высоты начинают считать форму рельефа – горной? (от
– Попробуйте самостоятельно сформулировать определение «горы».
– Прочитайте определение в учебнике.
Задание 2. Работа с картой атласа.
Покажите эти горы на карте:
1.Самые длинные горы в мире – Анды, самые высокие – Гималаи.
2.Самые высокие горы в России – Кавказские. Самые длинные – Уральские.
3.Покажите абсолютные точки Кавказа и Гималаев.
Горы различают по высоте:
1)низкие – высотой до
2) средние – высотой до
3) высокие – высотой более
Задание 3. Работа с текстом.
– Что изменяет форму гор?
– Подпишите, где на рисунке вершина молодых гор. а где – старых? Почему?
– перечислите значение гор.
1.Равнины: плоские (без перепада высот), холмистые (с перепадом высот).
2.Равнины по высоте: низменности – высота менее
Возвышенности – высота – от
Плоскогорья – высота более
Вопросы:
1.Как равнины показываются на карте.
(Цветом: низменности – зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – оранжевым).
2.Сравните Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины, чем они отличаются?
Что это значит?
3.Какая из них плоская, а какая холмистая?
Задание 1.
Пользуясь физ.картой полушарий и текстом учебника, выписать в тетрадь равнины по высоте.
– Низменности – Прикаспийская, амазонская. Западно-Сибирская. Месопотамская, Индо-Гангская.
– Возвышенности – Среднерусская, Приволжская, Валдайская, Смоленско-Московская.
– Плоскогорья – Среднесибирское, Бразильское, Аравийское.
Задание 2. Работа с картой атласа.
Описать ГП Амазонской низменности и Среднесибирского плоскогорья по плану.
Практическая работа № 7
Тема: «Определение по карте положения и высоты гор, равнин; надписывание на контурной карте гор, равнин и вулканов».
Цель: формирование умений работать с контурными картами, описывать географическое положение гор и равнин, определять географические координаты.
Оборудование: атлас, контурные карты, карта полушарий.
Задание 1.Заполнить таблицу.
название гор, равнин |
положение по отно- шению к другим объектам |
направление и протяженность |
географические коорди наты, абсолютные вы- соты вершин. |
1.Кавказ 2.Урал 3.Восточно-Европейская равнина. 4.Западно-Сибирская равнина |
Задание 2. На контурных картах обозначить горы: Кавказ, Альпы, Гималаи, Урал, Анды, Скандинавские, Кордильеры; возвышенности – Среднерусскую, Валдайскую; низменности – Прикаспийскую; равнины: Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую, Среднесибирское и Аравийское плоскогорье; вулканы: Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба.
Итог урока.
– Опишите ГП гор Гималаи по таблице 2, с.56.
Домашнее задание. § 19-20, вопросы 3,5,8.
Гора – положительная форма рельефа. Большей высоты, чем холм, обычно с резко выраженной подошвой склона.
Столовая гора – гора с плоской вершиной.
Пик – острая вершина.
Горный хребет – крупная положительная форма рельефа, линейно вытянутая. С хорошо выраженными склонами, входит в состав горной системы.
Гребень – гребневая линия, линия пересечения противоположных склонов хребта.
Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.
Склон – расстояние между вершиной и подошвой.
Подошва – переход склона в равнину.