Урок № 14. Главные формы рельефа суши.

0
1079
информация

Цель: углубить понятия горы, рельеф, формы рельеф; сформировать представление у учащихся о горных системах, хребтах, типах гор по высоте; развивать умения определять географическое положение гор, их высоту; умение показывать горы на контурных картах.

Оборудование: картины с изображением гор, холмов, физическая карта полушарий.

Ход урока.

I. Орг.момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Географический диктант.

1)Горы с каналами, из которых временами изливается магма (вулканы)

2)Отверстие на вершине вулкана (кратер)

3)Канал, идущий из глубины земной коры (жерло).

4)В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии – магмы – меньше. Вещество мантии плавится, образуя …(очаг магмы).

5) Излившуюся на поверхность магму называют … (лавой).

6)Периодически фонтанирующие источники – это … (гейзеры).

7)Подземные воды, нагретые магмой и вышедшие на поверхность, называют … (источник).

8) Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называют … (действующими).

9) Вулканы, извержение которых прекратились совсем, называются … (потухшими).

2.Запишите названия вулканов, которые учитель показывает на карте. В левый столбик – потухшие, в правый – действующие.

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Давным-давно Индия представляла собой материк, который располагался южнее, чем сейчас. Примерно 45 млн.лет назад он начал двигаться на север. Так он столкнулся с материковой плитой Азии и одним своим боком угодил под край этого континента. Это чудовищное столкновение привело к тому, что земная кора вздыбилась и в результате родилась новая горная цепь. Название ее – Гималаи – самая высокая на Земле горная цепь. Она имеет 26 пиков. Высота которых в среднем превышает 7,5 тыс.м. В 1953 году английские альпинисты первыми покорили высочайшую вершину мира – Эверест.

– Цель нашего урока – научиться давать характеристику гор. Для этого мы сначала разберем строение гор.

Задание 1. Работа с текстом учебника с.

Прочитайте в учебнике § 20, пункт 2 и подпишите рисунок «Строение гор».

– От какой высоты начинают считать форму рельефа – горной? (от 200 м)

– Попробуйте самостоятельно сформулировать определение «горы».

– Прочитайте определение в учебнике.

Задание 2. Работа с картой атласа.

Покажите эти горы на карте:

1.Самые длинные горы в мире – Анды, самые высокие – Гималаи.

2.Самые высокие горы в России – Кавказские. Самые длинные – Уральские.

3.Покажите абсолютные точки Кавказа и Гималаев.

Горы различают по высоте:

1)низкие – высотой до 1000 м;

2) средние – высотой до 2000 м;

3) высокие – высотой более 2000 м.

Задание 3. Работа с текстом.

– Что изменяет форму гор?

– Подпишите, где на рисунке вершина молодых гор. а где – старых? Почему?

– перечислите значение гор.

1.Равнины: плоские (без перепада высот), холмистые (с перепадом высот).

2.Равнины по высоте: низменности – высота менее 200 м.

Возвышенности – высота – от 200 м до 500 м.

Плоскогорья – высота более 500 м до 1000 м.

Вопросы:

1.Как равнины показываются на карте.

(Цветом: низменности – зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – оранжевым).

2.Сравните Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины, чем они отличаются?

Что это значит?

3.Какая из них плоская, а какая холмистая?

Задание 1.

Пользуясь физ.картой полушарий и текстом учебника, выписать в тетрадь равнины по высоте.

– Низменности – Прикаспийская, амазонская. Западно-Сибирская. Месопотамская, Индо-Гангская.

– Возвышенности – Среднерусская, Приволжская, Валдайская, Смоленско-Московская.

– Плоскогорья – Среднесибирское, Бразильское, Аравийское.

Задание 2. Работа с картой атласа.

Описать ГП Амазонской низменности и Среднесибирского плоскогорья по плану.

Практическая работа № 7

Тема: «Определение по карте положения и высоты гор, равнин; надписывание на контурной карте гор, равнин и вулканов».

Цель: формирование умений работать с контурными картами, описывать географическое положение гор и равнин, определять географические координаты.

Оборудование: атлас, контурные карты, карта полушарий.

Задание 1.Заполнить таблицу.

название гор, равнин

положение по отно-

шению к другим объектам

направление и протяженность

географические коорди

наты, абсолютные вы-

соты вершин.

1.Кавказ

2.Урал

3.Восточно-Европейская равнина.

4.Западно-Сибирская равнина

Задание 2. На контурных картах обозначить горы: Кавказ, Альпы, Гималаи, Урал, Анды, Скандинавские, Кордильеры; возвышенности – Среднерусскую, Валдайскую; низменности – Прикаспийскую; равнины: Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую, Среднесибирское и Аравийское плоскогорье; вулканы: Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба.

Итог урока.

– Опишите ГП гор Гималаи по таблице 2, с.56.

Домашнее задание. § 19-20, вопросы 3,5,8.

Гора – положительная форма рельефа. Большей высоты, чем холм, обычно с резко выраженной подошвой склона.

Столовая гора – гора с плоской вершиной.

Пик – острая вершина.

Горный хребет – крупная положительная форма рельефа, линейно вытянутая. С хорошо выраженными склонами, входит в состав горной системы.

Гребень – гребневая линия, линия пересечения противоположных склонов хребта.

Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.

Склон – расстояние между вершиной и подошвой.

Подошва – переход склона в равнину.