Цели урока: закрепить и скорректировать знания о составных частях центрального отдела нервной системы, дать знания о морфологии спинного мозга, его рефлекторной и проводящей функции, разобрать принцип действия дуги безусловных рефлексов спинного мозга и показать его связь с головным мозгом; развивать умения работать с учебником, таблицами, схемами.
Оборудование: таблицы и модели с изображением спинного мозга, схем спинномозговых рефлексов, скелет человека, таблица «Строение нервной системы».
Ход урока
I. Организационный момент И. Проверка домашнего задания
Работа с карточками.
Карточка № 1.
Нарисуйте по памяти схему рефлекторной дуги оборонительного рефлекса отдергивания человеком руки от горячего предмета. Подпишите части рефлекторной дуги.
Карточка № 3 |
Объясните значение терминов: рефлекс, рефлекторная дуга, рефлексогенная зона, безусловный рефлекс, трехнейронная рефлекторная дуга, обратная связь.
Карточка № 4
Назовите функции нервной системы.
При изучении рефлекторной дуги И. П. Павлов образно назвал центростремительные нервные волокна «осведомительными», а центробежные – «командными». Почему?
Фронтальная работа. На доске:
Отдел центральной нервной системы 6. Рефлекс
Двигательный путь 7. Торможение
Рецептор 8. Возбуждение
Рабочий орган 9. Возбудимость
Чувствительный путь 10. Раздражитель