Цель урока. Сформировать у учащихся цельное представление об инфекционных заболеваниях и путях распространения инфекции. Познакомить их с понятиями «эпизоотия» и «эпифитотия», с противоэпидемическими мероприятиями по защите населения.
Изучаемые вопросы
Эпизоотии.
Эпифитотии.
Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.
Изложение учебного материала
1. Познакомить учащихся с инфекционными болезнями животных и путями передачи инфекции. Выделяют несколько способов передачи инфекции животных:
через почву, корм, воду (сибирская язва, ящур, сап, бруцеллез);
воздушно-капельным путем (оспа овец и коз, чума плотоядных и др.);
через членистоногих кровососущих насекомых (туляремия и др.);
через наружные покровы (столбняк, бешенство, оспа коров);
невыявленные пути заражения. Дать определение понятию «эпизоотия».
2. Дать краткую информацию об инфекционных заболеваниях растений, рассмотреть явления эпифитотии, панфитотии.
Наиболее опасными болезнями растений являются стеблевая ржавчина пшеницы, ржи, желтая ржавчина пшеницы, фитофтороз картофеля.
3. Кратко познакомить учащихся с противоэпизоотическими и противоэпифитотическими мероприятиями: ветеринарно-санитарный надзор за домашними животными, за качеством пищевого и технического сырья животного происхождения.
Для защиты растений от инфекционных болезней важно соблюдение правил агротехники на всех этапах сельскохозяйственных работ, связанных с растениеводством. Проводят также следующие мероприятия:
выведение устойчивых к болезням сортов сельскохозяйственных растений;
уничтожение очагов инфекции;
• химическую обработку посевов, посевного и посадочного материала.
В заключение урока отметить, что инфекционные болезни животных и растений относятся к опасным ситуациям биологического происхождения, которые при определенных условиях могут привести к чрезвычайным ситуациям природного характера.
Контрольные вопросы
Что такое эпизоотия и каковы ее особенности?
Что такое эпифитотия и как она проявляется?
Какие меры борьбы применяют против эпизоотии и эпифитотии?
Домашнее задание
Изучите § 5.4 учебника.
Если у вашей семьи есть дачный участок, опишите наиболее частые заболевания растений, которые там произрастают. Опишите меры борьбы, которые проводят ваши родители по борьбе с болезнями растений.