Урок 131. Частица как часть речи

0
663
рисование

ЧАСТИЦА Урок 131. Частица как часть речи

Цели: дать понятие о функциях частицы как служебной ча­ сти речи; учить отличать частицу от других частей речи.

Методические приемы: объяснения учителя, выразительное чтение, работа над интонацией, выполнение упражнений.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

– Распределите слова на группы в зависимости от ударения: Алфавит, договор, документ, досуг, каталог, квартал, кило­ метр, кухонный, маневр, мельком, намерение, позвонишь, свекла, столяр, цемент, щавель.

(Ударение падает на первый слог: кухонный, мельком, свёкла; ударение падает на второй слог: досуг, квартал, манёвр, намерение, столяр, цемент, щавель; ударение падает на третий слог: алфавит, договор, документ, каталог, километр, позвонишь.)

II . Изучение темы «Частица как часть речи»

1. Слово учителя.

Название этой части речи говорит само за себя: частица – ма­ ленькая часть. Действительно, это служебная часть речи, а значит, не член предложения, к ней нельзя поставить вопрос, самостоятель­ ного лексического значения она не имеет.

Однако от частицы зависит немало: она отрицает и вносит со­ мнение, указывает и уточняет, усиливает или смягчает требование, выражает чувства и образует формы слов.

Рассмотрим несколько предложений:

Я бы выучил уроки

Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге.

Я не хочу разочаровать тебя, дорогой читатель.

Представьте, что будет, если из предложений исчезнут час­ тицы:

сомнительное станет явным {Я выучил уроки);

нарушится логика {Конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге);

смысл поменяется на противоположный {Я хочу разочаро­ вать тебя, дорогой читатель).

Наверное, вы уже убедились, что роль этой маленькой частицы в нашей речи весьма велика.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала: § 62, р. 164.

> III . Выполнение упражнений

1. Упражнение 357: устный разбор, письменное выполнение;
фонетический разбор слова что выполняется на доске и в тетрадях.

Комментарий. Обратим внимание на слово что в первом 1и шестом примерах. Во-первых, его фонетический облик – [што]. I Во-вторых, в первом случае что является усилительной частицей, Ш в шестом предложении – вопросительным местоимением. Части ца бы в этом примере относится к глаголу-сказуемому в условном •наклонении, ее место в предложении не закреплено, частицу можно переместить: Что вы еще включили бы в программу вечера само деятельности?

2. Упражнение 358: устно.

Комментарий. Доказательство того, что выделенные сло ва – частицы: они не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, они не имеют самостоятельного лексического Значения.

Домашнее задание

§62.

Упражнение 359.