Цели урока:
ознакомление учащихся с ценностью «щедрость» и понятием «жадность»;
привитие детям стремления совершать добрые поступки, быть добрыми, отзывчивыми и щедрыми;
формирование у ребенка бескорыстного отношения к окружающему миру.
Методы: рассказ, беседа, практическая работа, объяснение, работа с книгой.
Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», «Волшебный мешочек со сладостями».
Ход урока
1. Круг радости
Добрый день, дорогие мои ребята! Я сегодня встречаю вас с особенным, я бы так сказала – волшебным настроением. Мне хочется, чтобы мы сегодня на нашем уроке «Самопознание» стали необыкновенными, добрыми и щедрыми волшебниками.
Приглашаю вас в «круг радости». Давайте встанем в этот дружный и радостный круг. А теперь мы будем приветствовать друг друга и желать радости, счастья и всего-всего хорошего. А волшебная палочка обязательно исполнит все наши пожелания. Давайте я первая начну свои пожелания вам:
Желаю счастья и добра,
Всем детям с самого утра.
И передаю волшебную палочку Танирхану. Расскажи, Танирхан, что ты хочешь пожелать детям? (Ответы детей).
– Я желаю всем здоровья.
– Я желаю всем радости.
– Я желаю всем солнечного дня.
– Я желаю всем веселых игр. (И т.д.)
Спасибо, дети. Вы сказали очень хорошие и добрые пожелания. А знаете еще один секрет? Когда человек говорит другому человеку пожелания искренне, от всей души, щедро, то они обязательно исполняются.
2. Творим в тетради
Сегодня на нашем уроке «Самопознание» мы будем говорить об очень важной духовной ценности. А о какой, вы узнаете, отгадав ребус, который приготовила для нас «помощница». Откройте ее страничку. Обратите внимание на Задание 1 и прочитайте его. (Дети творят в тетради)
Всем понятно задание? Все его выполнили? Все разгадали ребус? Как называется эта духовная ценность? (Дети отвечают).
Молодцы! Задание 2 «помощницы» просит написать эту ценность в тетради. (Дети пишут в тетради отгадку ребуса – «щедрость»)
3. Поговорим
Подумайте и скажите, что, по вашему мнению, означает щедрость?
Какими качествами должен обладать щедрый человек?
Были ли в вашей жизни моменты, когда вы проявили щедрость. Что вы испытывали после этого?
Назовите противоположное слово к слову «щедрый».
Встречались ли вам жадные люди?
Как вы догадались о том, что они жадные люди?
У кого в вашей семье самое щедрое сердце? Расскажите.
Какой подарок вы считаете щедрым? (Ответы детей)
Молодцы! Очень хорошо. Давайте сравним наши ответы и размышления с «Азбукой». (Дети работают в учебнике).
Прочитайте внимательно, как «Азбука» разъясняет понятие «щедрость». Щедрость – это духовная ценность человека. Щедрый человек – это человек, который оказывает бескорыстную помощь другим. (Дети работают над определениями ценности «щедрость»).
Запомните пояснение «Азбуки». Мне бы хотелось еще добавить к вашим рассуждениям следующее. Щедрость – это бесценное качество человека. Щедрость – это оказание человеком бескорыстной помощи другим. Щедрость – это отсутствие у человека такого не очень приятного качества, как скупость.
Щедрость – понятие емкое, глубокое. Щедрость – это духовная ценность человека и человечества, которая раскрывает широту и глубину сердца и души.
4. Обратимся к учебнику
Об этой великолепном качестве рассказывает «Азбука». Прочитаем на ее страничках интересную суфийскую притчу, которая называется «Сорок золотых». (Учитель читает притчу. Дети внимательно слушают).
Один король собрал самых выдающихся своих архитекторов и приказал им выстроить на широком открытом месте дворец, чтобы в нем размещалась огромная золотая кладовая с сорока окнами.
Спустя некоторое время такой дворец выстроили. Король приказал заполнить размещавшуюся в нем казну золотыми монетами, и со всей страны в столицу собрали все повозки, чтобы наполнить дворец золотыми монетами. Когда работа была закончена, глашатаи объявили королевский указ: «Слушайте все! По воле царя царей, фонтана щедрости, выстроен дворец с сорока окнами. С этого дня его величество через окна сам будет раздавать золото всем нуждающимся». Неудивительно, что к дворцу потекли бесчисленные толпы. Изо дня в день король появлялся в одном из сорока окон и одаривал каждого просителя золотой монетой.
Раздавая милостыню, король обратил внимание на одного дервиша, который каждый день подходил к окну, получал золотую монету и уходил. Поначалу монарх решил, что дервиш берет золото для какого-нибудь бедняка, который не в состоянии прийти за милостыней сам. Затем, увидев его снова, он подумал: «Может быть, он следует дервишскому принципу тайной щедрости и одаривает золотом других». И так каждый день, завидев дервиша, он придумывал ему какое-нибудь оправдание. Но когда дервиш пришел в сороковой день, терпению короля пришел конец. Схватив его за руку, монарх в страшном гневе закричал:
– Неблагодарное ничтожество! Ты еще ни разу не поклонился мне, не произнес ни одного благодарного слова. Хотя бы раз улыбка озарила твое лицо. Ты что же, копишь эти деньги или даешь их в рост? Ты только позоришь высокую репутацию дервишского одеяния!
Только король умолк, дервиш достал из рукава сорок золотых монет, которые он получил в течение сорока дней и, швырнув их на землю, сказал:
– Знай, о король Ирана, что щедрость только тогда воистину щедрость, когда проявляющий ее соблюдает три условия.
Ребята, подумайте и скажите, какие три условия соблюдает человек, который щедр по-настоящему? (Ответы детей)
Очень хорошо. Найдите в учебнике окончание этой притчи. Прочитайте мудрые мысли о трех условиях. Крепко запомните их.
Первое условие – давать, не думая о своей щедрости. Второе условие – не ждать ничего взамен. И третье – доверять, не питать в душе подозрений.
Но этот король так никогда и не стал по-настоящему щедрым. Он стремился к щедрости только потому, что хотел прославиться среди людей.
О чем эта притча?
Понравилась ли она вам? Чем?
Какого человека можно назвать по настоящему щедрым? (Ответы детей).
5. Творим в тетради
Представьте себе, ребята, сказочный эпизод. Вот добрая Фея одаривает нас и наших близких, родных таким прекрасным, нужным качеством – щедростью. Эта ценность стала нашим вторым «Я». Теперь мы – щедрые люди.
А теперь подумайте над тем, что может, по вашему мнению, вырасти из волшебного семечка щедрости. Нарисуйте, пожалуйста, волшебный плод семечка щедрости (Задание 4). (Дети работают в тетради). Учитель может задать наводящий вопрос.
Ребята, что произойдет, если все люди будут щедрыми?
6. Групповая деятельность
Учитель делит детей на три группы. Каждая группа должна выработать и составить список, в котором раскрывается проявления щедрости Матушки-Природы.
Как вы считаете, чем щедра Матушка-Природа?
Человек так же щедр, как Матушка-Природа? Расскажите. (Ответы детей).
7. Обратимся к учебнику
Сегодня на уроке мы много говорили о такой прекрасной духовной ценности как «щедрость». Однако, вы наверно обратили внимание и на то, что темой нашего разговора должно стать понятие «жадность». Поговорим на эту тему, ребята? Пообсуждаем? (Ответы детей).
Молодцы! Спасибо вам за ваши размышления. А сейчас мы посмотрим, как на эту тему рассуждает «Азбука». Прочитаем рассказ В.Сухомлинского «Жадный мальчик».
Жил на свете очень жадный мальчик. Идет он улицей, видит, продают мороженое. Стал мальчик и думает: «Если бы мне кто-то дал сто порций мороженого – вот было бы хорошо».
Подходит к школе. В тихом безлюдном переулке вдруг догоняет его седой-седой дедушка и спрашивает:
– Это ты хотел сто порций мороженого?
Мальчик удивился. Скрывая замешательство, он сказал:
– Да… Если бы кто дал деньги…
– Не нужно денег, – сказал дедушка. – Вон за той ивой – сто порций мороженого. Дедушка исчез, как и не было его. Мальчик заглянул за иву и от удивления даже портфель с книжками уронил на землю. Под деревом стоял ящичек с мороженым. Мальчик быстро насчитал сто сверточков, завернутых в серебристую бумагу.
От жадности у мальчика задрожали руки. Он съел одну, другую, третью порцию. Больше есть не мог, у него заболел живот.
– Что же делать? – думает мальчик.
Он вынул из портфеля книги, бросил их под иву. Набил портфель блестящими сверточками. Но они не поместились в портфель. Так жалко было оставлять их, что мальчик заплакал. Сидит возле ивы и плачет.
Съел еще две порции. Поплелся к школе.
Зашел в класс, положил портфель, а мороженое начало таять. Из портфеля потекло молоко.
У мальчика мелькнула мысль: а может быть, отдать мороженое товарищам? Эту мысль отогнала жадность: разве можно отдавать такое добро кому–то?
Сидит мальчик над портфелем, а из него течет. А жадный мальчик думает: неужели такое богатство погибнет?
Пусть подумает над этой сказкой тот, у кого где–то в душе поселился маленький червячок – жадность. Это очень страшный червячок.
Какие чувства и настроения у рассказа?
А какие чувства и настроения возникли у вас к мальчику?
Что бы вы ему посоветовали? (Ответы детей).
8. Творим в тетради
Молодцы! Как было бы хорошо и замечательно, если бы все жадные мальчики и девочки послушали ваши советы и пожелания.
В народе слово «жадность» подразумевает и такое слово как «скупой».
Откройте странички тетради. Выполните Задание 5. Подумайте, кто такой скупой человек? Прочитайте пословицы о скупом человеке. Поразмышляйте, в какой из этих пословиц скупой наиболее скуп? выделите эту пословицу в рамочку и раскрасьте тем цветом, в который хотите.
9. Домашнее задание
Прочитайте в «Азбуке» рассказы «Бережливость и скупость» И.Алтынсарина и «Скупой» М.Алимбаева. Подумайте, поразмышляйте, в чем ценность этих произведении и чему они нас учат. Поделитесь своим мнением с родителями.
10. Круг «От сердца к сердцу»
Проводится игра «Щедрый мешочек». Все вместе проговаривают слова: «Вам посылка от друзей, передай ее скорей». Угощенье из «волшебного мешочка» достается тому, кто последний проговорит слово «скорей». Затем игра повторяется. В конце игры, те ребята, кому достались печенье или шоколад, угощают всех детей. Самый щедрый тот, кто своим угощеньем угостил как можно больше друзей в классе.