Урок 13 Тема: «Дружба и любовь»

0
999

Цель урока: углублять представления учащихся о дружбе и любви; развивать у детей умение выражать добрые чувства; воспитывать бережное и чуткое отношение друг к другу.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, игра, упражнение, практическая работа.

Ресурсы: х рестоматия, тетрадь «Моя помощница», трафареты на каждого ученика в форме листика, сердечка или другие формы, фломастеры, цветные карандаши.

Круг радости

Учитель и дети приветствуют друг друга. Учитель предлагает поиграть в игру «Дружный класс».

– Игра заключается в том, чтобы дружно, весело и быстро выполнять команды: взять за руку того, кто по-доброму к вам относится; взять за руку того, кого вы любите и считаете своим близким другом; взять за руку того, с кем хотели бы дружить; изобразить лучшего друга и т.д.

Побеседуем

– Издавна принято считать, что одно из лучших проявлений человеческих отношений – это дружба между людьми. Сколько прекрасных книг посвящено высоким отношениям. Замечательный казахский поэт Мухтар Шаханов написал о дружбе такие строки:

Ведь Дружба – поле чести и порука

Во все века – в труде или бою:

Тот, кто в тяжелый час оставит друга –

Предать способен Родину свою.

Именно от человека зависит, будет ли дружба кратковременной или на всю жизнь.

– Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?

– Для чего нужны друзья?

– Как вы думаете, каким нужно быть, чтобы у вас было много друзей?

– Есть ли дружба в вашем классе? Трудно или легко вам приобрести друзей?

– Что вы больше всего цените в дружбе, в друзьях?

– Какие личные качества позволяют тебе считать самого себя верным, хорошим другом?

– Если твой друг обидел тебя, что ты будешь делать: расстанешься с ним или постараешься сохранить дружбу? Обоснуйте свое решение.

Размышления детей.

– Чаще всего дружба прерывается в результате спора или разногласия людей по какому-то вопросу. Например, друзья не хотят уступить друг другу. Каждый хочет навязать свое мнение, свое

суждение, свое решение другому. Спор зачастую приводит к обидам и разрыву дружеских отношений.

Именно в тесных и доверительных отношениях человека с человеком испытывается дружба на прочность, верность, преданность. Помните, что поиск хорошего друга жизни – это как поиск добра. Потому что с хорошим другом интереснее, легче переносить трудности жизни.

Вот поэтому, ребята, если вы хотите иметь много верных друзей, будьте уважительны и доброжелательны к ним. Помните: как вы относитесь к людям, так и они будут к вам относиться. Дорожите своими друзьями. Берегите их.

– Давным-давно в Китае жил философ Конфуций. Он написал очень хорошие слова о дружбе и любви: «Любовь никогда не останется в одиночестве. Она обязательно соберет вокруг себя друзей».

– Как вы понимаете эти слова?

Рассуждения детей.

Работа с хрестоматией

М. Митаров. «Дружба

Спросили как-то раз у мудреца:

– Скажи нам,

что ценней всего на свете? –

Не долго думал старый аксакал.

– Всего ценнее дружба,– он ответил.

Тогда ему сказали:

– Сталь крепка,

но что её прочней на белом свете? –

Не долго размышлял седой мудрец.

– Всего прочнее дружба,– он ответил.

Ему сказали:

– Грозен ураган,

когда дубы корёжит ярый ветер.

Но что, старик, могущественней бурь?

– Всего сильнее дружба,– он ответил.

– Старик, по нраву всем душистый мёд.

Он, словно солнце, и лучист, и светел.

Старик, всего на свете слаще мёд.

– Нет, дружба слаще мёда! – он ответил.

– С чем поэт сравнивает дружбу?

– Какие из этих сравнений вам понравились больше?

Размышления детей.

Работа в тетради

Учитель предлагает детям нарисовать в тетради «Цветок дружбы и любви» (задание 1).

Дети обсуждают результаты своих работ.

Работа с хрестоматией

Притча «Два друга»

Два мальчика дружили много лет и никогда не ссорились. Они были неразлучны. Их всегда видели вместе, люди удивлялись их многолетней дружбе.

Но вот однажды они вдруг подрались. Все соседи были поражены! Их разняли и начали спрашивать, что случилось.

Ребята молчали. Ни один из них не хотел признаться в том, что произошло. Но соседи допытывались: «Странно! Вы никогда не ссорились. Что же вы не поделили?»

Они кивали друг на друга, говоря:

– Пусть он скажет!

– Нет, ты сам говори!

Потом один из них рассказал следующее:

– Мы сидели на песке, на берегу реки. Мой друг сказал, что, когда он вырастет, то купит себе буйволицу. Тогда я сказал: «Не делай этого, потому что я в это время куплю ферму и, если твоя буйволица придет и потопчет мои посевы, тогда с нашей дружбой будет покончено». Сказав это, я начертил на песке границу своей фермы и сел на трон посередине. Но он начал спорить: «Я первый решил купить буйволицу, и если ты не хочешь потерять нашу дружбу, то не должен покупать ферму, потому что я не смогу целый день бегать и следить за ней. И конечно, она забредет на твою ферму». И он нарисовал буйволицу на моей ферме. И тоже сел на трон. Тут мы и подрались. Я хотел выкинуть его буйволицу с моей фермы, а он напал на меня.

– Как вы думаете, эти ребята – настоящие друзья?

– Что нужно делать, чтобы не потерять дружбу?

– Если друзья поссорились, есть ли у них пути к примирению? Какие?

Размышления детей.

Игра «Мост»

На полу из скамеек, дощечек, листов картона и т.д. делается «мостик».

Учитель рассказывает историю о том, как на мосту встретились две упрямые козы и не смогли разойтись, потому что ни одна из них не хотела уступить дорогу другой.

Два ученика одновременно переходят через «мостик» так, чтобы никто из них не упал «в реку». По «мостику» навстречу друг другу могут переходить не только два человека, но и две группы игроков.

Чтобы не упасть, ребята дружески и заботливо помогают друг другу, меняются местами, пропускают друг друга и т.д.

Побеседуем

– Ребята! Мы сегодня говорили о дружбе. А какое очень сильное чувство сближает друзей, делает их отношения красивыми, чистыми, искренними? Как называется это чувство?

Ответы детей.

– Правильно, ребята. Это чувство – любовь!

– Как вы понимаете это слово? Что оно для вас значит?

– Кого из близких людей вы любите больше всего?

– Многие из вас назвали маму. Потому что это самый дорогой человек.

– А еще к кому вы испытываете любовь? К каким людям?

Ответы детей.

– Я нарисую на доске цветок со множеством лепестков, а вы, по желанию, можете подойти и в одном из лепестков написать одним словом, что для вас значит любовь (Например, радость, счастье, хорошее настроение и др.)

Видите, какое это емкое, разностороннее чувство. Мы любим не только людей, но и природу, растения, животных, птиц, город, где живем, школу, где учимся, класс, где у нас много друзей и подруг.

– Как вы думаете, что есть общего между любящими людьми?

– Как они относятся друг к другу?

– Почему мы знаем, что нас любят?

Работа в тетради

Учитель предлагает детям стать мудрецами и просит выполнить в тетради задание 2.

Порядок работы:

придумать высказывания о дружбе и любви, написать в тетради;

затем написать их на листочках в форме цветка либо сердечка;

– прикрепить листочки на доску;

– презентация: дети рассказывают, делятся своими мыслями, обсуждают и размышляют.

Дружба и любовь – для человека самые важные качества . Человек должен дорожить ими, научиться ценить дружбу и любовь.

Домашнее задание

– Прочитайте в хрестоматии рассказ В. Драгунского «Друг детства» Подумайте над его содержанием.

В тетради выполните задание 3. Нарисуйте теневой портрет своего друга или близкого человека, предварительно прочитав и поняв инструкцию данного задания.

Затем подумайте и ответьте на вопросы теста (задание 4). Тест поможет вам понять, какие вы.

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель и дети завершают урок фразой : «Друг нужен нам, как …» или «Любимый человек, это тот…».

– Например, «Друг нужен нам, как солнце, которое согревает, когда тебе холодно!» «Друг нужен нам, как надёжное, крепкое и верное плечо, на которое можем опереться и как бы отстраниться от проблем и забот», «Любимый человек – это тот, который помогает мне увидеть красоту мира» и.т.д.

Самопознание, поурочные планы для 4 класса