Урок 13. Частная жизнь гражданина

0
309

Цели: подвести учащихся к пониманию особенностей частной жизни гражданина, правовых отношений, регулирующих частную жизнь; продолжить формирование умений анализировать допол­нительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, аргументировано высказывать свое мнение; способство­вать воспитанию у учащихся умения общаться, пониманию роли личностных качеств в достижении поставленных целей.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (гражданин, право, правовое государство, гражданское общество, частная жизнь, частное право), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Международное гуманитарное право»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 22 и 23

КАРТОЧКА № 22

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Почему появилась необходимость в создании мировых документов, защищающих людей в годы войны?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Почему история войн – история трагедий человечества?

– Почему ООН стремится избежать международных военных кон­фликтов?

– Можно ли защитить гражданское население в местах современных военных конфликтов?

– Приведите примеры трагедий мирного населения, военнопленных, раненых во время войны.

– Какие организации решают задачи оказания помощи раненым во время войны?

– Какие международные документы созданы для защиты прав во­еннопленных и раненых?

– Есть ли в истории примеры гуманного отношения к солдатам вра­жеской армии, попавшим в плен?

– Какие нормы содержат международные документы о защите жертв войны?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 23

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Каким образом международное гуманитарное право способствует защите гражданского населения в местах военных конфликтов?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Может ли война проходить без жертв среди мирного гражданского населения?

– Какие действия в отношении гражданского населения запрещены международными документами?

– На использование каких видов оружия налагается запрет со сто­роны ООН?

– Что такое международное общество Красного Креста?

– Какое значение имеет деятельность международных организаций в защите прав, жизни и достоинства человека в годы войны?

– В чем особенности международного гуманитарного права?

– Какое значение имеет международное гуманитарное право?

– Всегда ли соблюдаются нормы международного права?

– Что включает в себя понятие «военные преступления»?

– Какова роль Генеральной Ассамблеи ООН в соблюдении государ­ствами международного гуманитарного права?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

– Разбейте перечень терминов и понятий по группам, объясни­те принцип объединения: Женевские конвенции, Всеобщая декларация прав человека, международный Пакт о граждан­ских и политических правах, Гаагские конвенции, междуна­родный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. (Международная хартия прав человека объединяет: Всеобщую декларацию прав человека, международный Пакт о гражданских и политических правах, международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международное гуманитарное право: Женевские конвенции, Гаагские конвенции.)

ВАРИАНТ В

– Решите кроссворд:

1. Город в Голландии, где были подписаны конвенции о законах и обычаях сухопутной войны. (Гаага.)

2. Политика и практика устрашения своих политических про­тивников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. (Терроризм.)

3. Совокупность общеобязательных норм, охраняемых силой государства. (Право.)

4. Город в Швейцарии, где были подписаны конвенции о за­щите жертв войны. (Женева.)

5. Свод законов. (Кодекс.)

6. Правовая связь человека с государством. (Гражданство.)

7. Международный документ обязательный к исполнению. (Конвенция.)

8. Выборный глава государства в большинстве стран с респуб­ликанской формой правления. (Президент.)

9. Основной закон страны. (Конституция.)

(Слово по вертикали: гражданин.)

Задание для учащихся: какие принципы международного гуманитарного права нарушались в ходе военного конфликта в Гренаде? (Примерный ответ. Военная операция не была со­гласована с конгрессом США. Рейган действовал в нарушении международных законов и законов США. Американская авиация начала бомбить штаб гренадской армии и солдатские казармы, но командование сняло флаг со здания штаба и повесило его на крышу стоявшей неподалеку психиатрической клиники. Поэтому бомбы падали на больницу, а генералы остались целы. Нарушены нормы международного гуманитарного права, запрещающие использовать средства, которые ведут к гибели гражданского населения.)

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 22 и 23, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1. Что такое частная жизнь?

2. Частное право.

Задача для учащихся: выяснить, почему никому нельзя втор­гаться в частную жизнь граждан. Что значит «горизонтальные от­ношения» между людьми?

1. Рассказ учителя о частной жизни (в объеме учебника, учебник 1 (с. 241-242) или § 6 учебник 2) с использованием до­полнительного материала

Задание для учащихся: что представляет собой частная жизнь? Каковы устойчивые аспекты частной жизни?

2. Проверка записей в тетрадях

Аспекты частной жизни:

• Внутренняя духовная жизнь;

• Непосредственное межличностное общение;

• Действия, касающиеся личного и семейного потребления;

• Имущественные отношения.

Вывод: частная жизнь людей реализуется лишь в обществе свободных граждан.

3. Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь