Ц е л и: формировать умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания; познакомить со словами-исключениями.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Зовут, летят, трещит, цветет, лежат, пищит, пьют, прилетите, горишь, замолчу, проползет, поет, победит, сидит, трещишь, горит, кричит, жужжат, кипят, свистишь.
– Какие «ошибкоопасные» места в этих словах? Подчеркните их.
II. Актуализация опорных знаний.
– Определите спряжение этих глаголов. Как это сделать?
Упражнение 60 на с. 80 выполняют по заданию учебника.
III. Формирование новых знаний.
Упражнение 61 на с. 81 выполняют по заданию учебника.
– Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
З а д а н и е: распределите следующие глаголы 3-го лица множественного числа по спряжениям: мечтают, подкормят, помешают, светлеют, косят, посадят, обещают, молотят, наскочат, затянут.
– Образуйте от этих глаголов инфинитив.
Получается з а п и с ь:
I с п р я ж е н и е
Мечтают – мечтать
Помешают – помешать
Светлеют – светлеть
Обещают – обещать
Затянут – затянуть
II с п р я ж е н и е
Подкормят – подкормить
Косят – косить
Посадят – посадить
Молотят – молотить
Наскочат – наскочить
– Что заметили? (Во II спряжении глаголы в неопределенной форме имеют глагольный суффикс )
IV. Первичное закрепление (устно).
– Определите спряжение глаголов:
к опать, тонуть, гулять, править, пилить, стукнуть, клеить, синеть, спать, злить, терять, мыть, убегать, чмокать, дернуть, вспоминать.
V. Глаголы-исключения.
– Послушайте п р о д о л ж е н и е с к а з к и о царе Глаголе.
Вы помните, что король издал указ о разделении государства. Образовалось два царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья после этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.
Пришли они к царю с просьбой:
– Славный царь Глагол, помоги нам. По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши родственники – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
– Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не мог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.
Запомните их, ребята!
Глаголы неопределенной формы на -ить
Ко второму спряжению нужно относить.
Не забудь в это спряжение
Добавить исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их ведь с «е» спрягать нельзя!
– А следующий стишок-запоминалка с глаголами-исключениями, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два – брить, стелить.
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.
Т. Рик
VI. Закрепление.
В ы п о л н е н и е упражнения 63 по образцу.
Самостоятельно выполните упражнение 64.
VII. Итог урока.
– Какие «ошибкоопасные» места могут быть в окончании глаголов?
– Как их избежать?
Домашнее задание: упражнение 65, с. 83.