Цель: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода существительных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте, как просклоняли существительные беда, сон, стекло.
– Какие окончания у существительных в предложном падеже?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: т..традь, п..льто, к..ньки, к..ртофель, в..робьи.
– Прочитайте данные слова. Найдите сходство между ними. (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. Во всех словах пишется мягкий знак. Все слова – имена существительные.)
– Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и обозначает предмет.)
– Назовите грамматические признаки существительного. (Имя существительное имеет род и изменяется по числам.)
– В чем различие данных слов? (Здесь существительные в единственном числе – тетрадь, пальто, картофель, и во множественном – коньки, воробьи. Есть различия в нахождении и роли мягкого знака: мягкий знак встречается в конце и в середине слова, мягкий знак – показатель мягкости согласных и разделительный.)
– Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной. Какая цепочка у вас получилась? (Получилось кьвь.)
– Напишите эту цепочку до конца строки, меняя согласные буквы местами.
кьвь вькь кьвь …
IV. Изучение нового материала.
1. На доске записаны слова: ёж, ночь, плащ, мышь, рожь, нож.
– Слова какой части речи написаны на доске?
– На какие две группы можно разделить имена существительные? (Эти существительные можно разделить на существительные мужского и женского рода.)
– Назовите имена существительные женского рода. (Имена существительные женского рода – ночь, мышь, рожь.)
Учитель пишет на доске, а дети – в тетрадях:
ж. р.
ночь
мышь
рожь
– Назовите имена существительные мужского рода. (Имена существительные мужского рода – ёж, плащ, нож.)
Учитель и ученики продолжают запись:
ж. р. м. р.
ночь ёж
мышь плащ
рожь нож
– Какие буквы, обозначающие звуки, написаны на конце существительных женского и мужского рода? (На конце имен существительных женского и мужского рода написаны шипящие ж, ш, ч, щ.)
Учитель и ученики подчеркивают эти буквы:
ж. р. м. р.
ночь ёж
мышь плащ
рожь нож
– Что заметили? (На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.)
– Прочитайте вопрос, который вам приготовил Почемучка. Что вы ему ответите?
2. Чтение правила, с. 170.
V. Закрепление нового материала.
1. Списывание со вставкой пропущенных букв. (упр. 451.)
2. Наблюдение над ролью мягкого знака после шипящих. (упр. 452.)
3. Словарная работа.
– Замените одним словом и напишите слова в два столбика: в первый – существительные женского рода, во второй – мужского.
1) Приспособление, с помощью которого открывают замок. (Ключ.)
2) Часть суток от вечера до утра. (Ночь.)
3) Человек, который играет на трубе. (Трубач.)
4) Специалист, который лечит больных. (Врач.)
5) Место, где купаются и загорают. (Пляж.)
6) Растение, из молотых зерен которого выпекают ржаной хлеб. (Рожь.)
– Какой столбик оказался короче? (Первый столбик, где мы записывали существительные женского рода, оказался короче.)
– Если вы сейчас правильно подберете слова-синонимы (близкие по смыслу), то сможете дополнить первый столбик.
Учитель называет слова неправда (ложь), ерунда (чушь), а дети записывают слова с шипящими на конце в первый столбик.
4. Самостоятельная работа. (упр. 453.)
VI. Итог урока.
– С каким новым правилом познакомились сегодня на уроке? Приведите свои примеры.
Домашнее задание. Упражнение 454, правило, с. 41.