Ц е л и: систематизировать знания об образовании глаголов прошедшего времени; отработать правописание глаголов прошедшего времени.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Погладил, услышал, отрезала, засеяли, повесил, расставил, залаяла, увидела.
– В каких частях слова есть «ошибкоопасные» места?
– Докажите их правописание.
II. Актуализация опорных знаний.
– Определите грамматические признаки этих глаголов.
– Запишите глаголы и образуйте форму прошедшего времени (учитель вывешивает таблицу-сигнал).
Таять, рыбачить, обмерить, реять, обессилить, клеить, окутать, зависеть, насыпать, растаять, провялить, заметить, почуять.
III. Формирование новых знаний.
В ы п о л н е н и е упражнения 44 на с. 73 самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а.
– От каких слов зависят число и род глаголов прошедшего времени?
В а р и а н т I. Река, облако, ребенок, мальчики (бежать).
В а р и а н т II. Куст, клубника, дерево, цветы (отцвести).
В а р и а н т III. Портрет, зеркало, груша, ягоды (висеть).
IV. Закрепление.
Запишите текст в прошедшем времени (текст записан на доске).
Солнце скрывается за острым хребтом. Оттуда вылетает в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держится недолго и тихо угасает, а в небе в той стороне идет, полыхает заря.
По В. Шукшину
V. Итог урока.
– Закончите предложения.
Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы _______.
Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс _________.
Глаголы прошедшего времени изменяются по _________.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по _______ и имеют окончания _______.
– Что еще можете добавить о глаголах прошедшего времени?