Ц е л и: развивать умения распознавать однородные члены предложения, совершенствовать умение применять правило расстановки запятой между однородными членами предложения.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
И г р а «Подбери союз».
О п и с а н и е. На доске записаны предложения с пропущенными союзами. Учащиеся должны вставить в предложения пропущенные союзы, расставить знаки пунктуации, подчеркнуть однородные члены предложения.
1. Белка песенки поет … орешки все грызет.
2. Ребята слышали стук, … дверь открыть побоялись.
3. Терпенье … труд – все перетрут.
4. Мы хотели пойти на речку, … раздумали.
5. Ночью ветер злится … стучит в окно.
6. Забота не ревёт, … спать не даёт.
Коллективная проверка. Учащиеся называют подчеркнутые однородные члены предложения и объясняют постановку знаков препинания и союзов.
II. Зрительный диктант.
Учащиеся выполняют упражнение 38.
П р е д в а р и т е л ь н а я п о д г о т о в к а к диктанту включает:
1. Чтение текста учащимися (2–3 мин).
2. Объяснение написания пропущенных орфограмм.
3. Нахождение предложений с пропущенными знаками препинания. Объяснение их расстановки.
Н а п и с а н и е т е к с т а под диктовку. Затем учащиеся сверяют написанное в тетради с текстом в учебнике и разбирают предложения по составу.
III. Работа с учебником.
1. Упражнение 39 выполняется учащимися по заданию учебника.
К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о.
2. Р а б о т а с деформированным предложением.
Составьте предложение из первой группы слов.
– Какие однородные члены есть в этом предложении?
– Нужно ли ставить запятую между однородными сказуемыми? Почему?
– Запишите предложение и разберите его по составу.
Аналогичная работа проводится при составлении второго предложения.
IV. Самостоятельная работа.
Составьте предложения с данными однородными членами. Запишите их. Подчеркните однородные члены предложения.
Н а д о с к е даны однородные члены, с которыми учащиеся будут составлять предложения:
· светит, но не греет;
· искали, но не нашли;
· яблоки, груши и сливы;
· собираются в стаи и улетают.
V. Итог урока.
– Перед какими союзами ставится запятая между однородными членами?
– Перед каким союзом не ставится запятая?
Домашнее задание: упражнение 40.