Цель: сформировать представление учащихся о правах граждан в сфере экологической безопасности и об обязанностях граждан в области охраны природы.
Учащиеся должны знать, что:
1) в Конституции РФ закреплены права и обязанности граждан нашей страны в области экологической безопасности;
2) экологическая система – это природная система, в которой живые организмы и среда их обитания объединены в единое целое;
3) выделяют зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия;
4) законы в области охраны окружающей природной среды предусматривают различные виды ответственности за экологические правонарушения;
5) к природе нельзя относиться потребительски;
6) существуют различные общественные организации, провозгласившие своими главными целями охрану природы и обеспечение экологической безопасности.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) экологическое право;
2) экологические права и обязанности;
3) объекты природоохранной деятельности;
4) экологическая экспертиза;
5) ответственность за экологические правонарушения;
6) зона чрезвычайной экологической ситуации;
7) зона экологического бедствия;
8) охраняемые природные территории.
Учащиеся должны уметь:
1) характеризовать основные конституционные права и обязанности;
2) перечислять природные объекты;
3) показывать на примерах различия между зонами чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия;
4) приводить примеры экологических правонарушений;
5) определять деятельность общественных организаций в защиту природы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Опрос.
1. Объясните, в чем заключается основная причина ухудшения экологической обстановки в настоящее время?
2. Назовите признаки проявления экологического кризиса.
3. Докажите, что нарушение природного равновесия сказывается на здоровье человека.
4. Сравните, чем современный экологический кризис отличается от похожих ситуаций в прошлом.
5. Назовите пути преодоления экологического кризиса?
6. Ваши предложения по изменению производства с целью уменьшения его отрицательного воздействия на природу.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Наши экологические права и обязанности.
2. Как закон охраняет природу?
3. Экология и нравственность.
4. Общественные движения в защиту природы.
Групповая самостоятельная работа.
1- я группа изучает раздел «Наши экологические права и обязанности» и составляет кластеры: «Конституционные права», «Другие законы об экологических правах», «Обязанности граждан».
2- я группа изучает раздел «Как закон охраняет природу?» и составляет кластеры: «Что подлежит охране», «Меры по охране природных объектов».
3- я группа изучает раздел «Экология и нравственность» и вырабатывает свои правила охраны природы. Это может быть комикс, знаки, рисунки, плакаты и т. д.
4- я группа изучает раздел «Общественные движения в защиту природы» и составляет кластер или схему «Общественные организации и их назначение».
Когда группы выполнят работу, результаты своего труда (лист А-3 или ватман) вывешивают на доску. Одному представителю от группы предоставляется слово для объяснения.
III. Закрепление.
Закрепление также осуществляется в ходе работы групп.
Учащиеся получают текст А. Кинга и Б. Шнайдера «Первая глобальная революция» (доклад Совета Римского клуба), читают, анализируют ее, вносят свои предложения.
Затем отвечают на вопросы.
— Ознакомьтесь с текстом доклада и ответьте на вопросы.
А. Кинг, Б. Шнайдер ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (Доклад Совета Римского клуба)
«Главная проблема сегодня – глобальное потепление. Решить ее можно только усилиями всего мирового сообщества. Здесь есть три пути:
– сокращение выделений двуокиси углерода, т. е. уменьшение использования ископаемых видов топлива;
– восстановление лесов, особенно в тропиках;
– экономия и повышение эффективности использования энергоресурсов.
На первом этапе приоритет следует отдать третьему направлению,
мобилизовав соответственно мотивированные рыночные механизмы и обратив внимание на препятствующие нерыночные факторы такие, как поведение и привычки миллионов людей, от которых зависит потребление энергии в домашнем хозяйстве и быту.
Самым доступным из альтернативных источников, которые должны прийти на смену углю и нефти, пока оказывается природный газ. Содержащаяся в нем молекула метана выделяет меньше углекислого газа, но вызывает «парниковый эффект» и на молекулярном уровне гораздо активнее двуокиси углерода. «Парниковый эффект» усиливают также и окислы азота, применяемые в сельском хозяйстве. Его необходимо срочно переводить на органические удобрения.
Важнее всего, конечно, сократить использование ископаемою топлива в промышленности. Считалось, что постиндустриальному обществу потребуется меньше энергии, но неэнергоемкие информационные технологии пока не нашли широкого применения в производственных процессах. Только фундаментальные технологические инновации позволят перейти к новым методам производства, снизить энергоемкость существующих, сократить промышленность, то есть перестроить экономику с учетом сложных взаимосвязей между хозяйственной деятельностью человека, технологией и экологией. Должны возникнуть новые формы сотрудничества правительственных и деловых кругов, так что здесь Западу следует присмотреться к японской модели.
Все больше энергии требуют развивающиеся страны. Частично удовлетворить их нужды может биотехнология, перерабатывающая биомассы. Но и здесь при сжигании выделяется двуокись углерода. Растущее население этих стран использует в качестве бытового топлива дерево, которое дает больший «парниковый эффект», чем уголь. Повышение эффективности использования энергии – первоочередная задача и для этих стран. Если они пойдут путем, которым прошли страны Запада, последствия будут катастрофическими, поэтому необходимо обеспечить им полный доступ к более «чистым» технологиям.
Четверть выбросов двуокиси углерода в мире вызвана уничтожением лесов. Для развивающихся стран эта доля составляет половину, а для стран Латинской Америки – три четверти. Основная ответственность ложится на страны, вырубающие леса, но спрос на древесину исходит от развитых стран, поэтому решение нужно искать совместными усилиями при поддержке международных фондов. Необходимы также строгие санкции по отношению к разрушительным действиям таким, как уничтожение лесов или китобойный промысел в Японии».
Вопросы и задания:
1. В международном опросе «Здоровье планеты», проводившемся институтом Гэллапа в 1992 году в 22 крупнейших странах мира, опрашиваемым было предложено выделить из представленного им списка наиболее действенные, по их мнению, пути помощи богатых стран бедным в решении экологических проблем. Чаще других назывались следующие пути:
– помощь в образовании;
– передача передовых технологий;
– использование как образцов западных законов о бизнесе и индустрии, ограничивающих отрицательное влияние на окружающую среду;
– информация о планировании рождаемости;
– списание долгов.
Большинство поддержало помощь в образовании, технологическую помощь. Списание долгов получило поддержку в бедных странах. Богатые страны усиленно рекомендуют планирование рождаемости, а бедные – не слишком это поддерживают.
Оцените предложенные меры. Достаточны ли они для решения экологических проблем в бедных странах? Прокомментируйте результаты опроса. Чем объясняется расхождение в позиции богатых и бедных стран?
2. Некоторые ученые считают, что возможны три варианта развития в условиях нынешнего экологического кризиса.
а) Военный: «ядерная зима» с полным уничтожением людей и большинства живых организмов на Земле. Ухудшение экологического состояния, истощение почв вызовут борьбу за перераспреде
ление жизненных благ, так что применение в будущем ядерного оружия выглядит вполне реальным.
б) Продолжение неуправляемого развития. После достижения точки максимума пойдет цепная реакция саморазрушения. Все показатели общественного развития – технические, демографические, культурные – пойдут резко вниз. Произойдет социально-экологи- ческая катастрофа.
в) Начнется процесс постепенного торможения индустриального роста. Начнут сокращаться объемы и масштабы материального производства во всем мире.
Представленные варианты развития в условиях экологического кризиса можно выразить графически:
– Какой из приведенных вариантов вам представляется наиболее вероятным и почему?
3. В ходе международного опроса общественного мнения социологи предложили следующие меры по улучшению экологической ситуации:
– закон о бизнесе и индустрии;
– запрет на продажу «вредных» товаров;
— поддержка научных исследований;
– планирование семьи;
ограничение экспорта природных ресурсов.
Наибольшее одобрение в большинстве стран получила поддержка научных исследований. Далее следует запрет на продажу «вредных» товаров. Что касается ответов жителей России, то они на первое место поставили законы о бизнесе и индустрии, на второе – законы против расточительства (ограничение экспорта природных ресурсов). На третьем – поддержка научных исследований. Наименьшей популярностью пользуется идея планирования семьи.
Прокомментируйте эти данные.
3. Как вы понимаете высказывание известного исследователя (президента Римского клуба) А, Печчеи: «Применить свое собственное могущество, научившись предвидеть и предупреждать любые нежелательные последствия своей деятельности, предотвращать вольное или невольное злоупотребление достигнутым человек может только благодаря соответствующей культурной эволюции»?
4. В современной литературе высказывается такая точка зрения: «Нет оснований надеяться, что живая природа Земли приспособится к любым масштабам ее загрязнения человеком, а человек разумной хозяйственной деятельностью «восстановит и приумножит» биологические ресурсы планеты. Единственный путь сохранения для жизни окружающей среды – восстановление естественных живых сообществ. Так как поверхность Земли ограничена, то людям придется потесниться, чтобы дать возможность этим сообществам занять большую часть Земли».
Согласны ли вы с такой точкой зрения?
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Дополнительный материал к разделу «Экология и нравственность»
Сегодня проблема влияния экологических требований на нравственные установки человека волнует многих. Одним из глубоких и оригинальных исследователей этой проблемы является известный ученый академик Н. Н. Моисеев. Приведем фрагменты из его работ последних лет. Подумайте над высказанными им идеями.
Система взглядов Н. Моисеева сводится к следующим двум положениям. Первое – общество постепенно вступает в эпоху, когда его дальнейшее развитие возможно лишь в условиях выполнения «экологического императива». Современная наука по мере своего развития способна во все большей степени раскрывать его содержание и формулировать систему запретов, обязательных для всех людей, стран и народов.
Второе — выполнение «экологического императива» потребует еще одного императива – нравственного, поскольку «экологический императив» будет накладывать определенные и, наверное, довольно жесткие требования на характер человеческой активности вообще и поведение отдельных людей в частности. Он будет существенно менять бытующее ныне представление о свободе личности. И только тогда эти условия получат шанс быть выполненными ми, когда они будут реализовываться вполне сознательно, не только в силу определенных правовых уложений, но и в силу внутренней необходимости. А правовые уложения должны будут сохраниться в том или ином виде, ибо уроды, для которых требуются меры принуждения, вряд ли переведутся, во всяком случае, в обозримом будущем.
Значит, «нравственный императив», его выполнение основной массой людей, живущих на Земле, – это, прежде всего, результат воспитания и обучения. Воспитания в самом широком смысле этого слова».
Зависимость судеб человека от природных факторов на протяжении всей истории воспринималась им как проявление каких-то внешних сил. Его реакции на изменения характеристик окружающей среды носили стихийный характер. Так, усиление муссонных осадков в Абиссинии увеличивало разливы Нила – тогда народ уходил на юг и Нижний Египет беднел и терял свое значение. Когда климат становился суше, разливы Нила сокращались и центр страны снова перемещался в более плодородный Нижний Египет. Так происходило и тогда, когда природная среда изменялась по вине самого человека, что им, разумеется, не осознавалось. Так, например, однажды от чрезмерного полива произошло засоление почв в низовьях Тигра и Евфрата. Тогда люди бросили свою землю и ушли с насиженных мест. Культура Шумера рухнула, о ней забыли, и только в 20-х годах XX столетия археологи установили существование одной из самых старых земледельческих цивилизаций Древнего мира. Китайцы оказались умнее шумеров: когда население возросло и его стало нечем кормить, они научились выращивать рис в чеках, залитых водой, и разводить в них рыбу. Продуктивность земли увеличилась во много раз. Страна вышла из экологического кризиса, более того, разбогатела, и тогда ярко вспыхнула древнекитайская цивилизация.
Кочевой образ жизни – это реакция популяций на антропогенные изменения природной среды. Другими словами, общество так или иначе реагировало на изменения природных условий: оно не только меняло местоположение, но вырабатывало новую форму государственного устройства и власти, изобретало новые технологии и т. д. И что особенно важно – люди вырабатывапи новые формы взаимоотношения с природой и между собой. Общество формировало то, что мы называем общественным поведением или нравственностью (то есть систему нравов), необходимыми для сохранения своего стабильного существования. Имел место сложнейший процесс самоорганизации, не исключавший и возможности срыва в штопор, когда в считанные годы в жизни общества происходили перемены катастрофического характера. Их примером являются великие переселения народов.
Подобные процессы взаимной адаптации природы и общества шли веками, составлявшими порой целые эпохи. Подчеркнем – взаимной адаптации, ибо общество не только подстраивало себя к окружающей природе, но и всегда так или иначе подстраивало природу под свои нужды: другое дело, в каких масштабах это происходило. «Естественное» изменение природных характеристик происходит обычно достаточно медленно по человеческим масштабам, а тем более под действием человеческой активности: в старые времена это могло становиться заметным лишь на интервале жизни многих поколений.
Сегодня ситуация качественно изменилась: антропогенные воздействия на окружающую среду уже при жизни одного поколения существенно меняют условия жизни людей, и надежда на «естественную», то есть стихийную, адаптацию цивилизации человека к подобным изменениям становится не только иллюзорной, но и крайне опасной. Возникают новые типы конфликтов, попытки разрешения которых старыми методами могут привести к катастрофе. Если не будут включены новые способы воздействия человека на природу (которые еще предстоит изобрести), на самого себя, если не будут созданы иные системы взаимоотношений между людьми, государствами и цивилизациями, то человечество очень скоро и бесславно закончит свое земное существование. Биосфера, вероятнее всего, сохранится при любых человеческих катаклизмах, которые будут неизбежным следствием планетарного кризиса, но она лишится единственного инструмента своего самопознания – человека.
Другими словами, экологический императив не может быть обеспечен в рамках традиционной адаптации общества к изменяющимся условиям существования, которые возникают благодаря жизнедеятельности самого общества. По существу, он требует создания, причем в достаточно короткие сроки, нового нравственного императива, то есть «нового характера взаимоотношения людей между собой и природой».
Стратегия человечества должна иметь две очень разные компоненты: научно-техническую и нравственную… Человечество сможет найти разумные программы технического и технологического перевооружения общепланетарной цивилизации. Для этого уже сейчас есть реальная основа. «Общепланетарный интеллект» сможет справиться и с выработкой прогноза о том, что будет представлять собой новое состояние равновесия биосферы и общества, и сформировать новую систему ограничений и действий, выполнение которых необходимо для перехода человечества в режим коэволюции с биосферой. Вполне реалистично предположить, что интеллект человечества уже сегодня способен понять, какими должны быть биосфера и общество будущего, чтобы обеспечить дальнейшее существование рода человеческого, и найти принципиальные решения для перехода биосферы и общества в новое состояние. Гарантия этого в том, что многое уже делается в нужном направлении. Но где гарантия того, что люди захотят принять разумные и даже, может быть, единственное возможные нормы поведения, своих действий и захотят перестроить свое общество? Ведь для этого нужны усилия и лишения. Здесь уместны несколько общих замечаний.
Не следует забывать, что биологически мы мало чем отличаемся от охотников за мамонтами. На протяжении миллионов лет ж