Урок 12. Подготовка к контрольному диктанту
Цели: обобщить знания учеников; закрепить навыки разных видов лингвистического разбора.
Методические приемы: развитие речи, лингвистический разбор- работа по карточкам, взаимопроверка, консультации учителя.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания
Чтение и анализ нескольких сочинений по картине И.И. Брод ского «Летний сад осенью».
II . Лингвистический разбор
Вы помните, что тревожная ночь доктора окончилась появле нием из камина канатоходца и гимнаста Тибула. (Ю. Олеша.)
Фонетический разбор: окончилась. .
Словообразовательный разбор и разбор слова по составу: канатоходца.
Морфологический разбор: помните.
Синтаксический разбор, схемы предложения.
III. Объяснительный диктант
Притяжательное прилагательное, провести касательную, заросли бурьяна, тяжело дышит, блистательное достижение, разъяренный медведь, трепещут зарницы, повелительное накло нение, чистокровная лошадь, нежно-сиреневый, непромокаемый плащ, клянешься честью, в отделении милиции, в дремучей чаще, цыганский романс, беречься от простуды, зависит от обстоя тельств, травы стелются, прикроватная тумбочка, безынициативный человек, кое-кто, восемьдесят шестой, к шестнадцать годам, никого не видел.
IV. Работа по карточкам
Ученики получают индивидуальные карточки: на них выпи саны слова и предложения, в которых ранее были сделаны ошибки. Слова и предложения переносятся в тетради, вставляются пропу щенные буквы и знаки препинания; графически объясняется выбор орфограммы или пунктограммы.
Ученикам, выполнившим работу над ошибками, раздаются карточки с различными заданиями (см. Приложения).
Во время работы учитель консультирует учеников. Наиболее характерные ошибки разбираются на доске. Ученики, освободившиеся от работы, проверяют задания товарищей.
Домашнее задание
Упражнение 44.
Вопросы с. 20.