Урок 12 Об отзывчивости и равнодушии

0
1391
редактор изображений

Цель урока: углублять представление о нравственных качествах человека.

Задачи:

раскрытие значения понятий «отзывчивость», «равнодушие»;

– развитие стремления проявлять отзывчивость, участие к человеку;

– воспитание таких качеств, как отзывчивость, сострадание, сочувствие, стремление помочь.

Круг радости

Учитель приглашает учащихся тепло поприветствовать друг друга и кратко сказать о тех моментах, когда они почувствовали участие и заботу о себе в коллективе, в чем они ждут помощи или чем готовы сами помочь другим. Начать может учитель, используя, например, такой текст: «Мне вновь приятно встретиться с вами на уроке. Я всегда чувствую ваше живое участие в обсуждении интересных тем и хочу, чтобы мы и дальше стремились понять друг друга. Прошу вас не стесняться задавать трудные вопросы, я всегда готова (готов) помочь разобраться».

Проверка домашнего задания

Заслушивается несколько ответов учащихся, желающих ответить по заданию 1 тетради, и проводится обмен мнениями по вопросам 1, 3, 4.

Чтение

Учитель предлагает нескольким учащимся прочитать текст «Красные санки». Далее следует организовать обсуждение текста по вопросам.

Красные санки

А.Сергеева

Димкины клюшки мама запрятала. И санки, и лыжи. Подождут до каникул. Иначе за книжки парня не усадишь. И в этот день сосед принёс новость:

– Ваш-то сегодня с утра с санками отправился. К чему это – в школу с санками? Не иначе, думаю, свернёт куда-нибудь по дороге…

Так оно и было – свернул Димка на улицу, где жила Люда. Санки были Димкины – красные, заметные…

Месяца два назад Люда поскользнулась на узкой ледяной дороге – никто не думал, что потом придётся отсиживаться дома долгие-предолгие недели. Тогда она легко, привычно разбе ­ жалась – и упала. А встать уже не могла, отвели домой ребята.

Дни потянулись скучные, длинные… Люда бралась за книжки. На жаркую Сахару, нарисованную на карте, падали слёзы. Всегда было наоборот: она хлопотала, тормошила лентяев, кому-то растолковывала, объясняла, что-то проверяла. Ну и жизнь была у них! Никто не дремал. А теперь что? Димка первый небось завяз в двойках. Ещё и к ней бегает каждый день. А ведь просила же ребят, чтобы ездили пореже, оан ведь дальше всех живёт – вон какой крюк дают! И решила: Димке запретить, и напрочь, эти хождения!

Димка всё выслушал. И возражать не стал. Только глянул как-то хитровато из-под беличьей своей ушанки.

Наутро – стук в окно. Он, Димка! С санками… «Карета подана!» Люда и слушать не хотела: возить её как барыню?..

– Садись! – приказал Димка.

Люда взглянула на дорогу – и голова кругом пошла: сугробы голубые, клёны в синем инее. И так не захотелось оставаться дома…

– Я, знаете, по хлопцу этому часы проверяю, – снова говорил Димкиной маме сосед. – Каждый день с санками – за угол… Эх и народ! Двоек-то много нахватал?

– Пока ни одной! – улыбнулась мама.

Чем вызвано желание Димы приезжать к Люде каждый день?

Как бы вы объяснили успехи Димы в учении?

Какие качества человека сопутствуют отзывчивости?

Отвечая на вопросы, учащиеся подчёркивают, что неравнодушие Люды к окружающим вызвало ответное желание Димы помочь ей в трудную минуту. Кроме того, следует подвести учащихся к мысли о том, что в данной ситуации проявляется также сопереживание, отзывчивость Димы и его ответственность перед Людой. Это выражается в его учебных достижениях: он стал лучше учиться, потому что хочет порадовать больную одноклассницу. Помогая Люде, проявляя свою отзывчивость к ней, он обретает новые силы. В третьем вопросе предполагается возможность убедиться на конкретном примере, что отзывчивости сопутствуют сочувствие, сопере ­ живание, стремление оказать действенную помощь.

Задание

Учащиеся выполняют задание, представленное в учебнике, используя свой небольшой жизненный опыт или обратившись к содержанию прочитанной ими книги.

Примеры, приведённые учащимися, помогут учителю определить уровень усвоения ими знаний о таких понятиях, как отзывчивость, сочувствие, сопереживание.

Приведите пример отзывчивого отношения к окружающим из жизни или литературного произведения.

Резюме

Подводя итог работе на уроке, учитель предлагает одному из учеников прочитать информацию в рубрике «Обращаем внимание».

Этот вывод может служить обобщением всей изучаемой темы, так как рассматривает равнодушие как качество, уничтожающее нравственную основу человека, а значит, ведущее к бездуховности.

Отзывчивое отношение к человеку вызывает у него теплые чувства, желание ответить добром. Равнодушие к плохим поступкам и словам, к страданиям и боли других является проявлением безнравственности.

Задание

Для проверки правильного понимания учащимися смысла понятия «равнодушие» и его антонимов «отзывчивость», «сопереживание», «сочувствие», предлагается выполнение задания:

Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите те, в которых говорится о равнодушии. Проиллюстрируйте их примерами из жизни.

1. Валить с больной головы на здоровую.

А там хоть трава не расти.

Моя хата с краю – ничего не знаю.

Под лежачий камень вода не течёт.

Сидит раскис, по бокам развис.

Ему всё трын-трава…

Отгораживаться Китайской стеной.

Ни жарко, ни холодно.

Наше дело сторона.

Скажи, да укажи, да в рот положи.

А после нас хоть потоп.

Моё дело петушиное – прокричал, а там хоть не рассветай.

При выполнении этого задания, предполагается, что учащиеся без труда определят пословицы, в которых говорится о равнодушии (2, 3, 6, 7, 8, 9, 11, 12). Задача учителя, выслушав примеры из жизни, которые приводят учащиеся, иллюстрируя ими пословицы, показать, что равнодушие может проявляться и в бытовой, и в профессиональной деятельности человека, и в межличностных отношениях. Однако оно всегда губительно для человека, для его нравственного сознания.

Домашнее задание

Задание, представленное в учебнике для творческой деятельности, рекомендуется выполнить учащимся в качестве домашнего.

Выполняя творческое задание, учащиеся осмысливают свою внутреннюю позицию; ищут убедительные аргументы для подтверждения своих мыслей, учатся анализировать поступки людей. Задание даёт возможность ещё раз задуматься над важными сторонами изучаемой темы.

Составьте текст публичного выступления о необходимости быть отзывчивыми и внимательными к людям, о разрушительной силе равнодушия. Используйте примеры из жизни, художественной и публицистической литературы. Выступите с этой речью перед одноклассниками.

Круг «От сердца к сердцу»

Стихотворение В. Богарских, которое рекомендуется про ­ читать учителю, является логичным завершением урока об отзывчивости и равнодушии. Оно звучит как монолог, дающий надежду быть услышанным и понятым.

Вероника Богарских

Если тебе вдруг станет

Невыносимо больно,

Если душа устанет

Или на сердце грусть,

Ты поделись со мною

Этой своей бедою.

Пусть тебе станет легче,

Станет спокойнее пусть.

После чтения стихотворения, которое можно предложить ребятам выучить наизусть, учитель приглашает учащихся встать в круг и поделиться впечатлениями от урока.

поурочные планы для 6 класса, Самопознание