Урок 12. Медоносная пчела. Пчеловодство. Тема урока: Медоносная пчела. Пчеловодство.

0
781
биология

Цели урока: Раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; рассказать о ее роли в природе и жизни человека.

Оборудование: Коллекция насекомых, гербарии насекомоопыляемых рас­тений, диафильм «Отряд перепончатокрылые», таблица «Пчелиная семья», кинофрагмент «Жизнь пчелиной семьи», плакат о значении пчелы в жизни человека.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний (8 минут)

Проводится работа в группах.

Группа 1

О Дайте характеристику перепончатокрылым насекомым, опираясь на поставленные ниже вопросы.

Назовите представителей перепончатокрылых.

Сколько пар ног у перепончатокрылых?

Сколько пар крыльев у этих насекомых?

Какой ротовой аппарат у медоносной пчелы? Какое он имеет значение?

Какие органы чувств имеются на голове?

Какие этапы в своем развитии проходит муравей? Как называется такое развитие?

Каких насекомых называют жалоносными? Назовите примеры.

Могут ли жалить муравьи? Почему?

В помощь: М. А. Козлов, Н. М. Олигер «Школьный атлас-определитель беспозво­ночных».

Группа 2

О Назовите «общественных» перепончатокрылых насекомых. Что значит «общественный» образ жизни? Какие преимущества он дает?

В помощь: М. А. Козлов, «Школьный атлас-определитель насекомых»; М. А. Коз­лов, Биология: Животные. Учебникдля 7—8 классов ср. школы. § 33; текст урока 11 «За­чем муравью муравейник».


О Составьте рассказ «Перепончатокрылые насекомые и значение их в природе и жизни человека» и расскажите его одноклассникам.

В помощь: М. А. Козлов, «Школьный атлас-определитель насекомых»; М. А. Коз­лов, Биология: Животные. Учебник для 7-8 классов ср. школы. § 33.

Активизация познавательной деятельности

О Вспомните (можно показать отрывок из мультфильма), как в мульт­фильме Винни-Пух пытался добыть себе мед. С какими проблемами он столкнулся?

Перед вами та же самая задача. Как вы это сделаете?

Учащиеся предполагают пути решения данной задачи, а учитель подводит их к выводу:

Мед диких пчел можно добыть в дуплах, где гнездятся эти насекомые;

Пчелы активно защищают гнездо и не дают возможности открыто и спокойно этот мед взять;

Жизнь пчел в дупле незаметна, а значит, неизвестна, поэтому управ­лять деятельностью пчел просто невозможно;

Взять мед можно, только разграбив улей, а значит, опустошив пчели­ную семью, толкая ее на гибель.

Отсюда, как сказал великий русский пчеловод Петр Иванович Прокопо­вич, практическая задача пчеловода — создать «учение о пчелах на таких ос­нованиях, чтобы, не умерщвляя их и даже поддерживая их существование разными верными средствами и способами, навсегда сохранить каждое пче­линое семейство. Или, другими словами, когда улей насажен пчелами, то они должны быть в нем беспереводно».

Изучение новой темы

План (готовый) на доске.

Этапы развития пчеловодства.

Состав пчелиной семьи (по учебнику).

Особенности строения рабочей пчелы.

Суточная и сезонная жизнь рабочей пчелы.

Сигнализация и инстинкты пчел.

Значение медоносной пчелы в жизни человека.

Этапы развития пчеловодства.

Пчела с незапамятных времен сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для нее помещение и вза­мен пользовался доставляемыми ею продуктами — медом и воском.

Древнейшие исторические известия о наших предках-славянах указыва­ют, что мед и воск вместе с мехами были у них главными предметами торгов­ли. В те времена еще не устраивали пасек и человек предоставлял пчелам только дупла лесных деревьев — так называемые «бортни», откуда этот перво­бытный способ пчеловождения и называется бортничеством.

Медом и воском в старину платили дань, подати и налоги; за похищение пчел старинное «бортное право» карало смертью, и это показывает, какое важное значение в народном хозяйстве того времени имело пчеловодство. Тогда повсеместно мед заменял собою наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для освещения.

Позднее пчеловоды стали предоставлять пчелам специально устроенные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, и по мере вырубки лесов прежнее бортничество стало вытесняться пасечной системой. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от лесного дупла, и поэтому внут­ренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеляк не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым он имел


дело; он не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчел, а добы­вая из улья соты с медом, он попросту грабил пчел, производя огромные опус­тошения в пчелиной семье. В таком первобытном виде пчеловодство не могло удержаться при новых экономических условиях. С развитием техники у меда и воска появились очень серьезные конкуренты, и это обстоятельство заставило искать более правильных приемов пчеловодного хозяйства.

В начале XIX века украинский помещик Петр Иванович Прокопович впервые применил изобретенный им разборный улей, а вскоре и на Западе по­явились и получили широкое распространение рамочные ульи различного ус­тройства, которые в конце XIX века постепенно вошли в практику и наших отечественных пчеловодов. Разборные рамочные ульи (см. рис. 146, стр. 100) дали возможность следить за работой пчел и полнее использовать продукцию, не причиняя вреда населению улья. Теперь на смену дедовскому пчеловодству с ульями-колодами и неграмотным пчеляком пришло пчеловодство рациональное, с разборными рамочными ульями и с научно обоснованными приемами.

Изучение жизни пчел, ставшее доступным при разборных рамочных уль­ях, открывает перед наблюдателями ряд чрезвычайно интересных и своеоб­разных биологических явлений, которых мы не встретим у животных других групп.

Состав пчелиной семьи.

Особенности строения рабочей пчелы.

Учащиеся получают перед уроком лист с таблицей, которая содержит ин­формацию о членах пчелиной семьи, но имеет незаполненные места.