Цель урока: 1) Сформировать знания о закономерности распространения природных комплексов от экватора к полюсам в зависимости от географической широты; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Карта природных зон. 3. Схема высотной поясности.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Природный комплекс (сочетание компонентов природы: горных пород, воды, воздуха, организмов; географическая оболочка – крупнейший ПК; важнейшие закономерности географической оболочки: целостность, круговорот веществ и энергии, ритмичность, зональность; несколько видов круговорота веществ и энергии: круговорот воздуха в атмосфере, круговорот воды, биологический круговорот, круговорот веществ и энергии в земной коре и др.; океанические воды в круговороте обновляются через 3 тысячи лет, а в атмосфере за 10 дней)
2. Биологический круговорот (непрерывно с участием тепла и влаги)
3. Круговорот веществ и энергии в земной коре (основные силы энергия Солнца и внутренняя энергия Земли – рис. 32 на стр. 54; благодаря незамкнутости круговоротов происходит развитие компонентов природы и в целом географической оболочки)
4. Ритмичность (суточная – приливы и отливы, изменение направления ветра, нагревание и охлаждение горных пород в течение суток; годовая – перемена годовой температуры, осадков, времен года, режим рек, животных; ритмы, охватывающие сотни и тысячи лет – землетрясения, горообразование, похолодания, потепления климата, засухи, наводнения – через 11, 22-23, 80-90 лет и т. д.)
5. Природно-территориальные комплексы (крупнейшие – материки и океаны; формируются в течение длительного времени, у каждого ПТК имеются свои определенные границы; антропогенные природные комплексы – созданные человеком – пашни, сады, огород и т. д.)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. К осадочным химическим породам относятся (поваренная соль, гипс)
2. Самые характерные свойства морской воды (солёность и температура)
3. Какое животное лесной зоны занесено в «Красную книгу»?
А) Кулан В) зубр С) сайгак Д) утконос Е) кенгуру
4. Сколько этапов выделяют в развитии геологической оболочки? (3)
5. Причина возникновения течения Западных Ветров (постоянные ветры и единство Мирового океана)
6. Основная сила, влияющая на процессы формирования географической оболочки (солнечная радиация)
7.Что мы называем масштабом? (число, показывающее во сколько раз размеры предметов на местности, уменьшены на карте)
8. Распределение солнечной радиации на Земле зависит от (географической широты)
9. Сколько основных человеческих рас? (3)
10. Кайнозойская эра делится на 3 основных периода (палеоген, неоген, четвертичный)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: От чего зависит расположение природных зон на земле?
V.Объяснение новой темы.
Географическая зональность (компоненты; изменяются от экватору к полюсам из-за неравномерности распределения тепла и света; название природных зон соответствует растительности)
Зональность в океане (нет явных границ как на суше; прибрежные, придонные, поверхностные)
Широтная зональность (смена природных зон от экватора к полюсам; зависит от географической широты, т. е. от высоты солнца над горизонтом; является основной закономерностью географической оболочки)
Высотные пояса (смена природных зон от подножия гор к вершинам; сменяются быстрее, чем равнинные; нижняя часть соответствует той природной зоне, в которой находятся горы; природные зоны зависят от конфигурации материка, истории развития, рельефа, климата)
VI.Усвоение новой темы.
Работа со схемами и вопросами в учебнике
VII.Домашнее задание. § 12, рис. 34
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Широтная зональность зависит в первую очередь от географической широты, а высотная – от географической широты и высоты гор.