Урок 119. а. л. барто «помощница», «зайка»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством А. Л. Барто; развивать речь, навыки выразительного чтения, логическое мышление.
Оборудование: учебник, портрет А. Л. Барто, выставка книг, иллюстрации к стихотворениям.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
Разгадайте кроссворд. (Все слова, кроме одного, содержат букву Л.)
Не сядьте в лужу
Не сядьте в лужу! Чтоб не сесть,
Друзья мои, подумать надо
И мой кроссворд заполнить весь –
Задача для ума и взгляда!
В кроссворде нет согласных букв.
Поставьте их в пустые клетки.
На все решенье – пять минут,
А буквы нужные – на ветке.
(Ответ: щука, щегол, уголь, колокол, тальк.)
Шарады.
С буквой Н я по ночам
В небесах гуляю.
С буквой П частенько вам
Видеть помогаю.
(Луна – лупа.)
С Ы мы мчим вас что есть мочи,
С У мы ноги вам промочим.
(Лыжи – лужи.)
Работа по учебнику, с. 230.
1. Знакомство с жизнью и творчеством А. Л. Барто.
А. Л. Барто родилась в 1906 г. в Москве. Одна из известнейших советских детских поэтов. Автор большого количества детских стихотворений; кроме того, писала прозу, киносценарии, пьесы, поэмы. Стихи начала писать еще в гимназии и продолжила в балетном училище.
В 1936 г. издан цикл миниатюр «Игрушки», позже цикл «Я расту». Издается сборник «За цветами в зимний лес» (за который автор получила Ленинскую премию в 1972 г.). Книга «Записки детского поэта» – обобщающий многолетний творческий опыт поэтессы.
2. Дети рассматривают портрет А. Л. Барто, выставку книг, иллюстрации к стихотворениям.
Выразительное чтение стихотворения «Помощница».
3. Разбор текста.
Вопросы.
– Какие же дела были у Тани?
– От чего она так устала?
– Что она обещала сделать завтра?
– Почему стихотворение называется «Помощница»?
Повторное чтение текста «цепочкой».
Физкультминутка
Выразительное чтение стихотворения «Зайка».
4. Заучивание наизусть (дети хором повторяют стихотворение за одним из учеников).
III. Итог урока.
– О ком узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось?
– Какие были трудности в выполнении заданий?