Урок 116 НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА. ЧАСТИЦЫ -СЯ, -СЬ

0
463
информация

Ц е л ь: познакомить со значением слов с частицами –ся, –сь; с правописанием глаголов с этими частицами.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Подчеркнул цветным карандашом, огласил окрестность, наполнялся шумом, бьет из камней, напоила и угостила, входил в мастерскую.

– Докажите правописание слов, разберите глаголы по составу.

II. Актуализация опорных знаний.

В ы п о л н е н и е упражнения 21 на с. 61 по заданию учебника.

– Разберите глаголы по составу.

III. Формирование новых знаний.

1. З н а ч е н и е слов с частицами –ся, –сь.

Упражнение 22 выполняют под руководством учителя.

– Сравните значения слов в упражнении.

– Что придает такой смысл выделенным глаголам?

– Как пишутся эти частицы? Эти частицы выделяются как суффиксы.

– Прочтите сведения о языке на с. 62. Докажите его примерами.

– Разберите глаголы по составу.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 23 по заданию учебника.

Лучшее предложение учитель записывает на доске.

Разберите глаголы по составу.

3. Упражнения 24, 25 выполняют по заданию учебника и вопросам учителя.

– о т каких глаголов можно образовать глаголы с частицей –ся?

Бросаться, кидаться, швыряться.

в нимание! у глаголов в неопределенной форме с частицей –ся мягкий знак сохраняется.

IV. Закрепление.

– Замените фразеологизмы близким по значению глаголом в неопределенной форме.

Повесить голову (загрустить).

Дать по шапке (прогнать).

Класть зубы на полку (голодать).

Гладить по головке .

Зарубить на носу (запомнить).

Бить баклуши (бездельничать).

– Образуйте, если можно, глаголы с частицей –ся или –сь.

V. Итог урока.

– Какое значение имеют глаголы с частицей –ся?

Домашнее задание: упражнение 27, с. 63.