Ц е л ь: познакомить со значением слов с частицами –ся, –сь; с правописанием глаголов с этими частицами.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Подчеркнул цветным карандашом, огласил окрестность, наполнялся шумом, бьет из камней, напоила и угостила, входил в мастерскую.
– Докажите правописание слов, разберите глаголы по составу.
II. Актуализация опорных знаний.
В ы п о л н е н и е упражнения 21 на с. 61 по заданию учебника.
– Разберите глаголы по составу.
III. Формирование новых знаний.
1. З н а ч е н и е слов с частицами –ся, –сь.
Упражнение 22 выполняют под руководством учителя.
– Сравните значения слов в упражнении.
– Что придает такой смысл выделенным глаголам?
– Как пишутся эти частицы? Эти частицы выделяются как суффиксы.
– Прочтите сведения о языке на с. 62. Докажите его примерами.
– Разберите глаголы по составу.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 23 по заданию учебника.
Лучшее предложение учитель записывает на доске.
Разберите глаголы по составу.
3. Упражнения 24, 25 выполняют по заданию учебника и вопросам учителя.
– о т каких глаголов можно образовать глаголы с частицей –ся?
Бросаться, кидаться, швыряться.
в нимание! у глаголов в неопределенной форме с частицей –ся мягкий знак сохраняется.
IV. Закрепление.
– Замените фразеологизмы близким по значению глаголом в неопределенной форме.
Повесить голову (загрустить).
Дать по шапке (прогнать).
Класть зубы на полку (голодать).
Гладить по головке .
Зарубить на носу (запомнить).
Бить баклуши (бездельничать).
– Образуйте, если можно, глаголы с частицей –ся или –сь.
V. Итог урока.
– Какое значение имеют глаголы с частицей –ся?
Домашнее задание: упражнение 27, с. 63.