Урок 114. Союзы сочинительные и подчинительные
Цели: показать отличия функций сочинительных и подчини тельных союзов; совершенствовать навыки пересказа текста, навыки анализа предложений, лингвистического разбора.
Методические приемы: повторение пройденного, объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант.
Не кислый, а сладкий апельсин; неглубокая, а рыбная речка; незакрытое, а распахнутое настежь окно; не медли, а поторопись; некрашеный пол; не глупо, а умно поступил; не правда, а обман; сделай немедленно; мал золотник, да дорог; хлеб да соль; не мед ленно, а быстро.
II. Проверка домашнего задания
Рассказ учащихся о простых и составных союзах.
Пересказ текста о Ф.И. Буслаеве.
Упражнение 319: чтение составленных учениками сложных предложений с составными союзами.
Двое учеников в это время записывают на доске предложения и подчеркивают грамматические основы.
III . Изучение темы «Сочинительные и подчинительные
союзы»
1. Работа с теоретическим материалом учебника: § 56, с. 148.
Вывод: сочинительные союзы связывают однородные члены
предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного. Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного: одно из предложений подчинено другому, от одного к другому можно поставить вопрос.
2. Слово учителя.
Предложения, связанные сочинительными союзами называются сложносочиненными. Предложения, связанные подчинительными союзами называются сложноподчиненными. Подробно те и другие предложения мы будем изучать в теме «Синтаксис» в следующих классах. Пока же рассмотрим подробнее отношения, которые выражаются, в том числе, с помощью союзов в обоих видах предло жений.
IV . Разбор предложений с сочинительными
и подчинительными союзами
Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и зна ки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы, опреде лить роль союзов в предложениях, записанных на доске:
Квадраты полей и к…парисы и мал…нькие домики среди них и в…ющ…еся д…роги и платаны всё это тян…тся до г…р…зонта. (В. Некрасов.)
К…стерразг…рался (не)охотн… и вяло двигались тени (во)круг него.
(Что)бы уд …лить ж…рные пятна со страницы книги надо пр… сыпав загр. ..зне(н, нн)ый уч… сток молотым мелом прогладит ь его через белую бумагу горяч.,.м утюгом.
Комментарий.
Квадраты полей, и кипарисы, и маленькие домики среди них, и вьющиеся дороги, и платаны – всё это тянется до горизонта.
Костер разгорался неохотно, и вяло двигались тени вокруг него.
Чтобы удалить жирные пятна со страницы книги, надо, при сыпав загрязненный участок молотым мелом, прогладить его через белую бумагу горячим утюгом.
Примечание: во 2-м предложении важно почувствовать, что наречие относится ко второй части сложного предложения.
V . Выполнение упражнений
1. Упражнение 321: устный разбор, комментированное письмо; задания по синтаксическому и пунктуационному разбору выполня ются на доске.
2. Упражнение 322: самостоятельная работа с последующим обсуждением.
VI . Словарная работа
– Выпишите слова, помещенные в рамках на с. 149-150; со ставьте с ними сложные предложения. Обратим внимание, что между частями сложных союзов запятая не ставится: Кромешный, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.
Домашнее задание
§ 56.
Выписать из художественных произведений 5-6 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.