Урок 114. Союзы сочинительные и подчинительные

0
690
информатика

Урок 114. Союзы сочинительные и подчинительные

Цели: показать отличия функций сочинительных и подчини­ тельных союзов; совершенствовать навыки пересказа текста, на­выки анализа предложений, лингвистического разбора.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Не кислый, а сладкий апельсин; неглубокая, а рыбная речка; незакрытое, а распахнутое настежь окно; не медли, а поторопись; некрашеный пол; не глупо, а умно поступил; не правда, а обман; сделай немедленно; мал золотник, да дорог; хлеб да соль; не мед­ ленно, а быстро.

II. Проверка домашнего задания

Рассказ учащихся о простых и составных союзах.

Пересказ текста о Ф.И. Буслаеве.

Упражнение 319: чтение составленных учениками сложных предложений с составными союзами.

Двое учеников в это время записывают на доске предложения и подчеркивают грамматические основы.

III . Изучение темы «Сочинительные и подчинительные
союзы»

1. Работа с теоретическим материалом учебника: § 56, с. 148.
Вывод: сочинительные союзы связывают однородные члены

предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного. Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного: одно из предложений подчинено другому, от одного к другому можно поставить вопрос.

2. Слово учителя.

Предложения, связанные сочинительными союзами называются сложносочиненными. Предложения, связанные подчинительными союзами называются сложноподчиненными. Подробно те и другие предложения мы будем изучать в теме «Синтаксис» в следующих классах. Пока же рассмотрим подробнее отношения, которые вы­ражаются, в том числе, с помощью союзов в обоих видах предло­ жений.

IV . Разбор предложений с сочинительными
и подчинительными союзами

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и зна­ ки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы, опреде­ лить роль союзов в предложениях, записанных на доске:

Квадраты полей и к…парисы и мал…нькие домики среди них и в…ющ…еся д…роги и платаны всё это тян…тся до г…р…зонта. (В. Некрасов.)

К…стерразг…рался (не)охотн… и вяло двигались тени (во)круг него.

(Что)бы уд …лить ж…рные пятна со страницы книги надо пр… сыпав загр. ..зне(н, нн)ый уч… сток молотым мелом прогладит ь его через белую бумагу горяч.,.м утюгом.

Комментарий.

Квадраты полей, и кипарисы, и маленькие домики среди них, и вьющиеся дороги, и платаны – всё это тянется до горизонта.

Костер разгорался неохотно, и вяло двигались тени вокруг него.

Чтобы удалить жирные пятна со страницы книги, надо, при­ сыпав загрязненный участок молотым мелом, прогладить его через белую бумагу горячим утюгом.

Примечание: во 2-м предложении важно почувствовать, что наречие относится ко второй части сложного предложения.

V . Выполнение упражнений

1. Упражнение 321: устный разбор, комментированное письмо; задания по синтаксическому и пунктуационному разбору выполня­ ются на доске.

2. Упражнение 322: самостоятельная работа с последующим обсуждением.

VI . Словарная работа

– Выпишите слова, помещенные в рамках на с. 149-150; со­ ставьте с ними сложные предложения. Обратим внимание, что между частями сложных союзов запятая не ставится: Кромешный, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

Домашнее задание

§ 56.

Выписать из художественных произведений 5-6 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.