Урок 113. Простые и составные союзы

0
605
литература

Урок 113. Простые и составные союзы

Цели: расширить знания учеников о простых и составных сою­ зах; совершенствовать навыки анализа текста, навыки составления (.плана

Методические приемы: элементы анализа текста, объяснения учителя, выполнение упражнений, выразительное чтение.

Ход урока 11. Лингвистическая разминка

Л. Проверка домашнего задания

Рассказ о союзе как части речи.

Упражнение 314: беседа о роли и значении союзов в отрывке из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

Упражнение 316: выразительное чтение стихотворения.

4. Упражнение 317: беседа по вопросам; устное объяснение ор­ фограмм и пунктограмм.

Комментарий. Во втором предложении союз потому что вы­ражает причинно-следственные отношения; в пятом – союз чтобы выражает целевые отношения; в шестом – союз а выражает отно­шения сопоставления; в девятом – союз если выражает отношения условия.

Тип речи – рассуждение. Стиль текста – публицистический. Деление текста на абзацы: 1-й абзац – предложения 1-4; 2-й аб­зац – предложения 5-8; 3-й абзац – предложения 9-10.

III . Изучение темы «Простые и составные союзы»

По аналогии с тем, что вы знаете о простых и составных пред­логах, скажите, чем простые союзы отличаются от составных. (Простые союзы состоят из одного слова, составные – из двух и более слов.)

Приведите примеры простых и составных союзов. (Простые: и, а, но, чтобы, если; составные: не только… но и; потому что, так как, как… так.)

IV . Выполнение упражнений

1. Упражнение 318: выразительное чтение, комментированное
письмо.

В этом упражнении важно показать, что место знаков препина­ ния зависит от смыслового ударения, в некоторых случаях возможна вариативная постановка запятой:

Бабушка крепко держала меня за руку и серьезно, но вопро­ сительно посматривала на присутствующих (,) до тех пор, пока любопытство всех гостей было удовлетворено…

Требует пояснения необычная форма союза в 5м предложении:

Только что вы ушли, она вдруг искренно стала раскаиваться.

Важно предупредить немотивированную постановку запятой перед что, показать, как связаны между собой слова в каждом из простых предложений в составе сложного, попросить составить си­ нонимичное предложение с другим союзом, переставив части пред­ ложения: Она вдруг искренно стала раскаиваться, как только вы ушли.

2. Упражнение 320: чтение текста, беседа по вопросам, состав ление плана. .

Комментарий. Стиль текста о выдающемся филологе Ф.И. Бус­ лаеве – публицистический.

Примерный план (можно дать задание составить по вариантам обычный и вопросный план): I . Основные заслуги Ф.И. Буслаева в развитии филологии.

– Кем был Ф.И. Буслаев?

И. Продолжение традиций сравнительно-исторического изу­ чения языков.

– Какие традиции русской филологии продолжил Ф.И. Буслаев?

III . Преподавательская деятельность ученого.

– Каковы педагогические заслуги ученого?

IV . Основной труд Ф.И. Буслаева – «О преподавании отечест­ венного языка»

– Какова основная мысль труда Ф.И. Буслаева «О преподава­ нии отечественного языка»?

Домашнее задание

§ 55.

Упражнение 319..

Упражнение 320: пересказ текста.