Урок 113. Простые и составные союзы
Цели: расширить знания учеников о простых и составных сою зах; совершенствовать навыки анализа текста, навыки составления (.плана
Методические приемы: элементы анализа текста, объяснения учителя, выполнение упражнений, выразительное чтение.
Ход урока 11. Лингвистическая разминка
Л. Проверка домашнего задания
Рассказ о союзе как части речи.
Упражнение 314: беседа о роли и значении союзов в отрывке из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
Упражнение 316: выразительное чтение стихотворения.
4. Упражнение 317: беседа по вопросам; устное объяснение ор фограмм и пунктограмм.
Комментарий. Во втором предложении союз потому что выражает причинно-следственные отношения; в пятом – союз чтобы выражает целевые отношения; в шестом – союз а выражает отношения сопоставления; в девятом – союз если выражает отношения условия.
Тип речи – рассуждение. Стиль текста – публицистический. Деление текста на абзацы: 1-й абзац – предложения 1-4; 2-й абзац – предложения 5-8; 3-й абзац – предложения 9-10.
III . Изучение темы «Простые и составные союзы»
По аналогии с тем, что вы знаете о простых и составных предлогах, скажите, чем простые союзы отличаются от составных. (Простые союзы состоят из одного слова, составные – из двух и более слов.)
Приведите примеры простых и составных союзов. (Простые: и, а, но, чтобы, если; составные: не только… но и; потому что, так как, как… так.)
IV . Выполнение упражнений
1. Упражнение 318: выразительное чтение, комментированное
письмо.
В этом упражнении важно показать, что место знаков препина ния зависит от смыслового ударения, в некоторых случаях возможна вариативная постановка запятой:
Бабушка крепко держала меня за руку и серьезно, но вопро сительно посматривала на присутствующих (,) до тех пор, пока любопытство всех гостей было удовлетворено…
Требует пояснения необычная форма союза в 5м предложении:
Только что вы ушли, она вдруг искренно стала раскаиваться.
Важно предупредить немотивированную постановку запятой перед что, показать, как связаны между собой слова в каждом из простых предложений в составе сложного, попросить составить си нонимичное предложение с другим союзом, переставив части пред ложения: Она вдруг искренно стала раскаиваться, как только вы ушли.
2. Упражнение 320: чтение текста, беседа по вопросам, состав ление плана. .
Комментарий. Стиль текста о выдающемся филологе Ф.И. Бус лаеве – публицистический.
Примерный план (можно дать задание составить по вариантам обычный и вопросный план): I . Основные заслуги Ф.И. Буслаева в развитии филологии.
– Кем был Ф.И. Буслаев?
И. Продолжение традиций сравнительно-исторического изу чения языков.
– Какие традиции русской филологии продолжил Ф.И. Буслаев?
III . Преподавательская деятельность ученого.
– Каковы педагогические заслуги ученого?
IV . Основной труд Ф.И. Буслаева – «О преподавании отечест венного языка»
– Какова основная мысль труда Ф.И. Буслаева «О преподава нии отечественного языка»?
Домашнее задание
§ 55.
Упражнение 319..
Упражнение 320: пересказ текста.