Урок 113. «неслышимка»
(внеклассное чтение)
Цели: закрепить знания учащихся о творчестве В. В. Бианки; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: портрет В. В. Бианки, выставка книг.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
· Игра «Полсловечка за вами».
Надо составить новые слова из «половинок».
вино дух
вол точка
верх осы
вес ушки
воз град
Дети стрелками соединяют две «половинки», получая новые слова.
(Ответ: волосы, весточка, верхушки, виноград, воздух.)
· Игра «Из одного слова – несколько».
Природа
П – птица, пень, пион.
Р – роща, радуга.
И – ива, иволга, ирис.
Р – роза, ромашка.
О – одуванчик, ольха.
Д – дуб, дятел, дыня.
А – аист, астра, арбуз, абрикос.
Физкультминутка
III. Знакомство с рассказом «Неслышимка» В. В. Бианки.
1. Слово учителя.
В своем дневнике писатель как-то записал: «Не все то кузнечик, что трещит. (Как я услышал камышовку-сверчка)». В 1946 году на эту тему им был написан рассказ «Неслышимка». Он ведется от лица старого ученого-орнитолога. Четыре года посвятил он изучению птиц Новгородской области и написал о них книгу, а вот внучка поставила его в тупик рассказом об увиденной ею птичке – «Неслышимке». «Сидит такая горбатенькая птичка на дереве, на верхней ветке, сама ротик разевает, и горлышко у нее трепещется, а все равно ничего не слышно, никакой песенки». Оказывается, на самом деле птичка издает звук, похожий на стрекотание кузнечика, но надо знать, что кузнечики начинают трещать в июле, а в начале лета этого быть не может. Это стрекочет птица.
? Чтение учителем рассказа «Неслышимка».
Разбор текста.
Вопросы:
– Какое маленькое открытие сделал автор с помощью внучки?
– Что нового для себя вы открыли, прослушав этот рассказ?
2. Словарная работа.
Фантазерка – выдумщица, придумывает то, чего нет на самом деле.
Пожня – заливные луга.
Физкультминутка
? Чтение рассказа учащимися.
Учащиеся читают рассказ «Неслышимка» («цепочкой»).
3. Пересказ понравившихся отрывков.
– Почему вы выбрали именно этот отрывок?
Дети рисуют птичку-неслышимку, как они ее себе представляют по описанию внучки автора.
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось и запомнилось?