Урок 113. «неслышимка»
(внеклассное чтение)
Цели: закрепить знания учащихся о творчестве В. В. Бианки; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: портрет В. В. Бианки, выставка книг.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
Игра «Полсловечка за вами».
Надо составить новые слова из «половинок».
вино дух
вол точка
верх осы
вес ушки
воз град
Дети стрелками соединяют две «половинки», получая новые слова.
(Ответ: волосы, весточка, верхушки, виноград, воздух.)
Игра «Из одного слова – несколько».
Природа
П – птица, пень, пион.
Р – роща, радуга.
И – ива, иволга, ирис.
Р – роза, ромашка.
О – одуванчик, ольха.
Д – дуб, дятел, дыня.
А – аист, астра, арбуз, абрикос.
Физкультминутка
III. Знакомство с рассказом «Неслышимка» В. В. Бианки.
1. Слово учителя.
В своем дневнике писатель как-то записал: «Не все то кузнечик, что трещит. (Как я услышал камышовку-сверчка)». В 1946 году на эту тему им был написан рассказ «Неслышимка». Он ведется от лица старого ученого-орнитолога. Четыре года посвятил он изучению птиц Новгородской области и написал о них книгу, а вот внучка поставила его в тупик рассказом об увиденной ею птичке – «Неслышимке». «Сидит такая горбатенькая птичка на дереве, на верхней ветке, сама ротик разевает, и горлышко у нее трепещется, а все равно ничего не слышно, никакой песенки». Оказывается, на самом деле птичка издает звук, похожий на стрекотание кузнечика, но надо знать, что кузнечики начинают трещать в июле, а в начале лета этого быть не может. Это стрекочет птица.
Чтение учителем рассказа «Неслышимка».
Разбор текста.
Вопросы:
– Какое маленькое открытие сделал автор с помощью внучки?
– Что нового для себя вы открыли, прослушав этот рассказ?
2. Словарная работа.
Фантазерка – выдумщица, придумывает то, чего нет на самом деле.
Пожня – заливные луга.
Физкультминутка
Чтение рассказа учащимися.
Учащиеся читают рассказ «Неслышимка» («цепочкой»).
3. Пересказ понравившихся отрывков.
– Почему вы выбрали именно этот отрывок?
Дети рисуют птичку-неслышимку, как они ее себе представляют по описанию внучки автора.
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось и запомнилось?