СОЮЗ Урок 112. Союз как часть речи
Цели: дать понятие о союзе как о служебной части речи; пока зать основные функции союза.
Методические приемы: анализ практических работ, работа со словарями, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, выразительное чтение, словарная работа.
Ход урока
I . Анализ практических работ
II. Беседа по вопросам
Что такое союз? (Обратимся к толковым словарям, рассмот рим различные значения слова.)
Какое общее значение слова союз проявляется в понятии «союз как часть речи»? (Общее значение – объединение, связь.)
Что вы знаете о союзе как части речи?
III . Изучение темы «Союз как часть речи»
1. Слово учителя.
Итак, союз – служебная часть речи, которая связывает однород ные члены внутри предложения; простые предложения в составе
сложного; предложения в тексте. Мы обобщили уже известное вам. Наша задача — расширить, углубить знания о союзе и его синтак сических возможностях.
Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и под чинительными. Часть составных союзов вы видите в рамке на с. 144 учебника. Как видите, союзы могут состоять из нескольких слов.
Прочитаем текст, посвященный союзу как части речи.
2. Чтение текста упражнения 313 и его обсуждение.
Комментарий. Основная мысль текста – «Союзы созданы для выражения логической связи между высказываниями».
Стиль текста – научно-популярный. Тип речи – рассуждение.
IV . Словарная работа
– Запишите слова, помещенные в рамках на с. 144-145, в сло варики; подберите союзы – синонимы составных союзов: Оттого что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что, до тех пор как; средства, реальный, ситуация’
V. Выполнение упражнений
Упражнение 313: письменно.
Упражнение 315: выразительное чтение, обсуждение вопро сов; самостоятельное письменное выполнение.
Домашнее задание
§54.
Упражнения 314, 316: письменно.
Упражнение 317: устно.