Урок 112. Союз как часть речи

0
622

СОЮЗ Урок 112. Союз как часть речи

Цели: дать понятие о союзе как о служебной части речи; пока­ зать основные функции союза.

Методические приемы: анализ практических работ, работа со словарями, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, выразительное чтение, словарная работа.

Ход урока

I . Анализ практических работ

II. Беседа по вопросам

Что такое союз? (Обратимся к толковым словарям, рассмот­ рим различные значения слова.)

Какое общее значение слова союз проявляется в понятии «союз как часть речи»? (Общее значение – объединение, связь.)

Что вы знаете о союзе как части речи?

III . Изучение темы «Союз как часть речи»

1. Слово учителя.

Итак, союз – служебная часть речи, которая связывает однород­ ные члены внутри предложения; простые предложения в составе

сложного; предложения в тексте. Мы обобщили уже известное вам. Наша задача — расширить, углубить знания о союзе и его синтак­ сических возможностях.

Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и под­ чинительными. Часть составных союзов вы видите в рамке на с. 144 учебника. Как видите, союзы могут состоять из нескольких слов.

Прочитаем текст, посвященный союзу как части речи.

2. Чтение текста упражнения 313 и его обсуждение.

Комментарий. Основная мысль текста – «Союзы созданы для выражения логической связи между высказываниями».

Стиль текста – научно-популярный. Тип речи – рассуждение.

IV . Словарная работа

– Запишите слова, помещенные в рамках на с. 144-145, в сло­ варики; подберите союзы – синонимы составных союзов: Оттого что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что, до тех пор как; средства, реальный, ситуация’

V. Выполнение упражнений

Упражнение 313: письменно.

Упражнение 315: выразительное чтение, обсуждение вопро­ сов; самостоятельное письменное выполнение.

Домашнее задание

§54.

Упражнения 314, 316: письменно.

Упражнение 317: устно.