Урок 11 Ж.-Б. МОЛЬЕР. «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»

0
33
редактор изображений

Урок 11 Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»

Цели: познакомить с историей создания комедии; выявить интригу, смысл и образы комедии.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Сообщение учащегося «Из истории создания комедии “Мещанин во дворянстве”».

Своим возникновением эта бессмертная комедия обязана анекдотическому случаю. Турецкий посол при французском короле как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее, чем корона Людовика XIV. Разгневанный монарх приказал посадить посла под домашний арест, а потом и вовсе выслать из Франции. Король еще пожелал, чтобы Мольер в одной из своих пьес выставил турок в смешном виде, и драматург написал произведение, где вдоволь поиздевался как над турецкой, так и над доморощенной французской помпезностью. Впервые пьеса была сыграна 14 октября 1670 года.

2. Разбор идейного содержания комедии.

Учитель. Главная сюжетная линия, на которой построена пьеса Мольера, отражает определенный исторический этап развития класса буржуазии во Франции. Чувствуя себя равными дворянам по своим материальным возможностям, многие представители буржуазии стремились подражать дворянским манерам, внешнему стилю и образу их жизни. Однако в XVII в., во времена Мольера, наряду с преклонением перед «благородными», растет и самосознание французского буржуа, чувство классового достоинства, в силу которого люди мещанского звания сознательно не хотели ни уподобляться дворянам, ни вступать в родство с ними. Мольеровская комедия написана в поддержку таких людей и как осмеяние пренебрежения к своему происхождению, к традициям своего сословия; смысл комедии выражен в самом ее названии.

3. Чтение по ролям с комментированием.

Вопросы к д. II, явл. 6, д. III, явл. 3:

– Как относится Журден к желанию стать похожим на аристократов?

– Чем обеспечивается комизм героев и ситуаций? Какие моменты раскрывают нам несоответствие стремления Журдена занять высокое положение в свете и его внутренних возможностей, умственного и духовного развития, вкуса?

– Как можно прокомментировать слова учителя музыки: «Деньги выпрямляют кривизны его суждений»?

– В каких сценах проявляется грубоватая, примитивная, но деятельная, живая и не лишенная здравого смысла натура Журдена?

– Как оценивают поведение Журдена его жена и служанка Николь?

– Каковы на самом деле аристократы, покорившие воображение Журдена?

– Кто такой Клеонт?

– В каких словах Клеонта выражена главная мысль пьесы?

Для мещанина Журдена уже одно дворянское имя является гарантией всех высших человеческих достоинств. Он исполнил свое желание как можно более приблизиться к титулованным особам: быть похожим на них внешне, одеваться, разговаривать, проводить время так, как делают это они. уже немолодой, семейный человек, он выбирает себе «даму сердца» в лице маркизы Доримены и надеется добиться ее благосклонности великосветским обхождением. С этой целью Журден нанимает себе учителей, заказывает серенады и балетные представления в честь маркизы, одевается в самые модные костюмы, не замечая, как нелепо выглядят они на его нескладной фигуре. Даже дочь свою он решил выдать замуж только за дворянина.

В своем ослеплении Журден по-детски доверчив, он наивно верит всему, что ему говорят граф и маркиза. Учитель это понимает и потому смеется над простаком Журденом.

Ограниченный до тупости, мольеровский мещанин, однако, верно понимает: путь к дворянскому обществу открывают ему деньги.

Невежество и глупость сочетаются у Журдена с непомерной самоуверенностью. Он представляет собой тип буржуазного выскочки, который кичится своим состоянием, но испытывает острую зависть к привилегированным сословиям и потому старается всячески отмежеваться от своего класса. И в этом он не одинок, как явствует из речи Клеонта, жениха его дочери. На вопрос Журдена, дворянин ли он, Клеонт отвечает: «Сударь, большинство, не задумываясь, ответило бы на этот вопрос утвердительно… Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание, – подобный род воровства, по-видимому, вошел в обычай».

Клеонт и жена Журдена – полная противоположность главному герою комедии: они предпочитают собственный круг, где могут чувствовать себя независимыми и достойными людьми; их возмущает самая мысль о каком-либо превосходстве дворянина над мещанином.

Характеристику времени, когда деньги становятся главным предметом человеческих стремлений, дополняют и образы учителей.

Но гораздо более злым и беспощадным оказалось в комедии изображение дворянства.

С безусловной симпатией Мольер изображает лишь слуг – Николь и Ковьеля. Именно их смекалка и чувство справедливости помогают одержать победу над Журденом. Простой народ у Мольера показан как единственный выразитель естественной человечности и доброго здравого смысла.

4. Рассказ учителя о художественном своеобразии комедии.

Отдельными гранями своего творчества Мольер выходит за границы классицизма. Своеобразие его – в театральности (это качество драмы, которое делает спектакль ярким, красочным зрелищем). Комедия «Мещанин во дворянстве» театральна по самому своему сюжету. Ведь господин Журден хотел бы в жизни играть роль дворянина.

Игра лежит в основе всей интриги (соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении), всего развития сюжета в этой комедии.

Составной частью игры является балет (сцена одевания Журдена, посвящение в «мамамуши»). Балетный маскарад блистательно завершил все сюжетные линии комедии, «игра» окончена. Побеждает здравый смысл. Все участники «игры» обретают свое реальное положение в обществе. Можно предполагать, что отрезвеет и сам Журден.

Таким образом, игра стала важнейшим принципом в построении действия, «игровой» колорит как раз и отличает «Мещанина во дворянстве» от бытовой комедии. Единый принцип «игры» служит у Мольера единству действия. Хотя кроме истории самого Журдена здесь представлены и, казалось бы, побочные сюжетные линии – Клеонта и Люсиль, Доранта и маркизы, они не имеют самостоятельного смысла вне главной интриги. Все ситуации в конце концов оказываются связанными с журденовскими попытками выйти в дворяне – вливаются в одну сюжетную линию, линию главного героя. Единство действия в комедии усиливает комический эффект, нацеленность авторского смеха. Знаменитое правило классицизма таким образом не мешает, а, напротив, содействует интересам комедийного жанра.

Каков же метод создания человеческого характера в мольеровской комедии?

В каждом герое есть доминирующая, преобладающая черта характера, которая является стержнем образа.

Не отступая от классицистических принципов построения образа, Мольер стремился расширить их, сближаясь тем самым с реалистической тенденцией жанра комедии.

Черты реализма проявляются и в стремлении драматурга дать социально-конкретную речевую характеристику персонажам.

II. Подведение итогов урока.

Выводы (записать в тетради):

1. Мольер, отходя от канонов классицизма, открывает дорогу реализму.

2. Идея пьесы: ценность человеческой личности определяется не сословной принадлежностью.

3. Комедия Мольера актуальна и в наше время.

Домашнее задание:

1) письменно ответить на вопрос: «В чем я вижу бессмертие мольеровских персонажей?»;

2) подготовить устное сочинение «Моя любимая страница в комедии Мольера»;

3) читать комедию «Недоросль».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь