Урок 11 У РОКОВОЙ ЧЕРТЫ

0
329

Эпиграфы к уроку:

Человек – часть природы, грозящая погу­бить ее всю. Его естество проявляется та­ким образом, для него самого противоес­тественно, – откуда и явилась эта необхо­димость различать человека и природу.

Александр Круглов

Нам надо лучше понимать природу чело­века, поскольку единственная настоящая опасность, источник всех зол – это люди.

Карл Юнг

Тип урока: комбинированный.

Цель: показать, что человек своей хозяйственной деятельно­стью активно вторгается в природную среду, порой отрицательно воздействуя на многие природные процессы.

Учащиеся должны знать, что:

1) негативно воздействуя на природу человек сам становится жертвой необдуманных действий;

2) возрастание масштабов производственной деятельности че­ловека является одной из главных причин экологического кризиса;

3) необходимо разрешить пути противоречия «природа-произ­водство».

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) экологический кризис;

2) Красная книга;

3) экологическое равновесие;

4) деградация биосферы;

5) экологический порядок.

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять основные причины ухудшения экологической об­становки в современную эпоху;

2) характеризовать проявления экологического кризиса;

3) намечать пути преодоления экологического кризиса.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам.

1. Какое из суждений более точно отражает соотношение при­роды и общества:

а) общество – часть природы;

6) природа – часть общества;

в) общество и природа во взаимосвязи образуют единый реаль­ный мир.

2.Закончите предложение:

а) Земная оболочка, охваченная жизнью, – это… (биосфера.)

б) Область планеты, охваченная активностью человека, его ра­зумной деятельностью, это… (ноосфера.)

3. Найдите ошибку в тексте:

а) Человек и общество – часть природы и подчиняются всем ее законам.

б) Человек – существо социальное и живет по законам общества.

(Ответ: Общество не подчиняется всем законам природы.)

4. Обобщите одним понятием следующие определения:

а) … – естественная среда обитания человека;

б) … – кладовая ресурсов;

в) … – источник эстетического наслаждения.

(Ответ: природа.)

5. Эволюцию живых существ нередко представляют в виде ле­стницы, где каждую последующую ступень занимают более разви­тые организмы. Вот некоторые образцы такой «лестницы живой природы».

II. Изучение нового материала.

Работа в группах.

Изучение данного параграфа можно также провести в методике развития кри­тического мышления с использованием приема 6 шляп.

Условия. Класс разбивается на 6 групп для работы с текстом параграфа. Каждая группа будет иметь шляпу своего цвета и соот­ветственно по своему направлению должна провести анализ текста.

1- я шляпа (1-я группа) – красная – эмоциональное воспри­ятие текста, непосредственная читательская реакция.

2- я шляпа (2-я группа) – белая – изложение фактов, описа­ний, статистики.

3- я шляпа (3-я группа) – черная – негативная, критическая (определяет деятельность человека).

4- я шляпа (4-я группа) — желтая — апологетическая (обраща­ется внимание на положительную деятельность человека).

5- я шляпа (5-я группа) – синяя – аналитическая, поисковая (найти информацию, показывающую значение человеческого разума).

6- я шляпа (6-я группа) – зеленая – изобретательская, творче­ская.

Если для изучения недостаточно материала, можно воспользоваться Прило­жением (см. с. 82-86).

III. Закрепление.

Вопросы и задания.

1. Распределите по степени значимости следующие причины экологических проблем:

а) бизнес и индустрия;

б) плохие технологии и расточительство;

в) невежество граждан;

г) равнодушие правительства к этим проблемам;

д) перенаселение;

е) бедность развивающихся стран.

(О т в е т : г, б, д, а, в, е.)

2. Установите причинно-следственные связи указанных про­цессов и явлений, постройте логическую цепочку.

а) Увеличение вредных промышленных выбросов;

б) производство экологически «грязных» продуктов питания;

в) накопление вредных веществ в культурных растениях;

г) нарастание масштабов хозяйственной деятельности человека;

д) возникновение у людей болезней, вызванных состоянием ок­ружающей среды;

е) загрязнение воздушного бассейна, рек, почв;

ж) увеличение патологических отклонений у домашнего скота.

з) исчезновение отдельных видов промысловых рыб.

3. Ученые различают понятия «экологический кризис» и «эко­логическая катастрофа». Что такое кризис и катастрофа? Дайте оп­ределение понятий.

Что из перечисленного по своим последствиям относится к экологическому кризису, а что – к катастрофе?

а) Разлив нефти у берегов Японии в результате аварии на тан­кере «Находка»;

б) авария на Чернобыльской АЭС;

в) загрязнение вредными сбросами Москвы-реки;

г) пересыхание Арала;

д) значительное превышение норм содержания токсичных ве­ществ в воздухе крупных городов.

(Ответ: кризис – это такие состояние окружающей среды, которое угрожает биосфере и человеку; катастрофа – крайне неблагоприятные изменения в среде, ведущие к массовой гибели живых организмов. Кризис – а, в. д; катастрофа – б, г.)

Домашнее задание: § 9.

Заполнить таблицу«Человек – венец природы».

За

Против

ПРИЛОЖЕНИЕ

Проявления экологического кризиса

Каждому из нас известны многочисленные факты, красноречи­во говорящие об экологическом неблагополучии на нашей планете. Добавим в эту мрачную картину некоторые штрихи.

Одним из главных проявлений экологического кризиса являет­ся колоссальное загрязнение природной среды. Оно вызывается, прежде всего, выбросами в атмосферу, совершаемыми промыш­ленными предприятиями и транспортом. Продукты неполного сго­рания угля, нефти в виде мельчайших частичек взвешены в город­ском воздухе. Весь спектр тяжелых металлов висит над нами, воз­вращаясь на землю с дождем и снегом. На космическом снимке нашей столицы можно увидеть область этого загрязнения, протя­нувшуюся от Москвы к юго-востоку, в Мещеру. К этому прибав­ляются еще 8 млн т бытовых и в 5 раз больше промышленных от­ходов, которые производит Москва. В городе и прилегающих к не­му районах размещены сотни свалок и захоронений всех видов отходов, в том числе и радиоактивных.

Экологический кризис проявляется также в резком истощении природных ресурсов. Ежегодно в мире добывается 4 млрд т нефти, более 2 млрд т угля. Восполнить эти ресурсы будет невозможно. На создание молибдена и никеля, каменного угля, нефти и газа, подземных вод и плодородных черноземов природе пришлось за­тратить колоссальный энергетический потенциал и сотни тысяч, а порой и миллионы лет. Следовательно, сохраняя существующие объемы добычи полезных ископаемых, ныне живущие могут об­речь грядущие поколения на полное истощение природных ресурсов.

Воздействие хозяйственной деятельности человека на окру­жающую среду уже превосходит влияние мощных природных сил. Так, на нашей планете насчитывается 578 активных вулканов и всего 400 крупных промышленных городов. Среднегодовая масса извергающейся лавы, пепла, газа и раскаленных водяных паров равна 2,5 млрд т. Города, в которых мы живем, выбрасывают за год в окружающую среду до 3 млрд т отходов и более 1 млрд т различ­ных аэрозолей. Все это ведет к увеличению углекислого газа в ат­мосфере, что, в свою очередь, способствует потеплению, а в пер­спективе может привести к глобальному изменению климата.

Уже начавшееся общепланетарное потепление привело, напри­мер, к тому, что снежный покров в Европе в 80-е годы нашего сто­летия сократился на 13 процентов. Особенно серьезно это сказыва­ется на горных районах. Выработан прогноз, согласно которому многие районы Альп через 20-30 лет могут остаться бесснежными. Начнется массовое таяние ледников и горного слоя вечной мерзло­ты, что сделает склоны гор крайне лавиноопасными.

Причины экологического кризиса

Общеизвестно, что одной из главных причин резкого ухудше­ния экологической обстановки считаются огромные масштабы хо­зяйственной деятельности в эпоху индустриальной цивилизации. Однако в последнее время все более настойчиво звучат голоса тех, кто считает, что дело – в нашем сознании, мировоззрении, жизнен­ных ценностях и установках.

Творя экологическое зло, люди как бы отделены от последст­вий своих действий, не могут или не хотят их предвидеть. В этой связи нередко приводится пример, относящийся к прогрессу техни­ки вооружений. Древний человек, поражающий своего соплемен­ника каменным то

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь