Эпиграфы к уроку:
Человек – часть природы, грозящая погубить ее всю. Его естество проявляется таким образом, для него самого противоестественно, – откуда и явилась эта необходимость различать человека и природу.
Александр Круглов
Нам надо лучше понимать природу человека, поскольку единственная настоящая опасность, источник всех зол – это люди.
Карл Юнг
Тип урока: комбинированный.
Цель: показать, что человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду, порой отрицательно воздействуя на многие природные процессы.
Учащиеся должны знать, что:
1) негативно воздействуя на природу человек сам становится жертвой необдуманных действий;
2) возрастание масштабов производственной деятельности человека является одной из главных причин экологического кризиса;
3) необходимо разрешить пути противоречия «природа-производство».
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) экологический кризис;
2) Красная книга;
3) экологическое равновесие;
4) деградация биосферы;
5) экологический порядок.
Учащиеся должны уметь:
1) объяснять основные причины ухудшения экологической обстановки в современную эпоху;
2) характеризовать проявления экологического кризиса;
3) намечать пути преодоления экологического кризиса.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам.
1. Какое из суждений более точно отражает соотношение природы и общества:
а) общество – часть природы;
6) природа – часть общества;
в) общество и природа во взаимосвязи образуют единый реальный мир.
2.Закончите предложение:
а) Земная оболочка, охваченная жизнью, – это… (биосфера.)
б) Область планеты, охваченная активностью человека, его разумной деятельностью, это… (ноосфера.)
3. Найдите ошибку в тексте:
а) Человек и общество – часть природы и подчиняются всем ее законам.
б) Человек – существо социальное и живет по законам общества.
(Ответ: Общество не подчиняется всем законам природы.)
4. Обобщите одним понятием следующие определения:
а) … – естественная среда обитания человека;
б) … – кладовая ресурсов;
в) … – источник эстетического наслаждения.
(Ответ: природа.)
5. Эволюцию живых существ нередко представляют в виде лестницы, где каждую последующую ступень занимают более развитые организмы. Вот некоторые образцы такой «лестницы живой природы».
II. Изучение нового материала.
Работа в группах.
Изучение данного параграфа можно также провести в методике развития критического мышления с использованием приема 6 шляп.
Условия. Класс разбивается на 6 групп для работы с текстом параграфа. Каждая группа будет иметь шляпу своего цвета и соответственно по своему направлению должна провести анализ текста.
1- я шляпа (1-я группа) – красная – эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.
2- я шляпа (2-я группа) – белая – изложение фактов, описаний, статистики.
3- я шляпа (3-я группа) – черная – негативная, критическая (определяет деятельность человека).
4- я шляпа (4-я группа) — желтая — апологетическая (обращается внимание на положительную деятельность человека).
5- я шляпа (5-я группа) – синяя – аналитическая, поисковая (найти информацию, показывающую значение человеческого разума).
6- я шляпа (6-я группа) – зеленая – изобретательская, творческая.
Если для изучения недостаточно материала, можно воспользоваться Приложением (см. с. 82-86).
III. Закрепление.
Вопросы и задания.
1. Распределите по степени значимости следующие причины экологических проблем:
а) бизнес и индустрия;
б) плохие технологии и расточительство;
в) невежество граждан;
г) равнодушие правительства к этим проблемам;
д) перенаселение;
е) бедность развивающихся стран.
(О т в е т : г, б, д, а, в, е.)
2. Установите причинно-следственные связи указанных процессов и явлений, постройте логическую цепочку.
а) Увеличение вредных промышленных выбросов;
б) производство экологически «грязных» продуктов питания;
в) накопление вредных веществ в культурных растениях;
г) нарастание масштабов хозяйственной деятельности человека;
д) возникновение у людей болезней, вызванных состоянием окружающей среды;
е) загрязнение воздушного бассейна, рек, почв;
ж) увеличение патологических отклонений у домашнего скота.
з) исчезновение отдельных видов промысловых рыб.
3. Ученые различают понятия «экологический кризис» и «экологическая катастрофа». Что такое кризис и катастрофа? Дайте определение понятий.
Что из перечисленного по своим последствиям относится к экологическому кризису, а что – к катастрофе?
а) Разлив нефти у берегов Японии в результате аварии на танкере «Находка»;
б) авария на Чернобыльской АЭС;
в) загрязнение вредными сбросами Москвы-реки;
г) пересыхание Арала;
д) значительное превышение норм содержания токсичных веществ в воздухе крупных городов.
(Ответ: кризис – это такие состояние окружающей среды, которое угрожает биосфере и человеку; катастрофа – крайне неблагоприятные изменения в среде, ведущие к массовой гибели живых организмов. Кризис – а, в. д; катастрофа – б, г.)
Домашнее задание: § 9.
Заполнить таблицу«Человек – венец природы».
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проявления экологического кризиса
Каждому из нас известны многочисленные факты, красноречиво говорящие об экологическом неблагополучии на нашей планете. Добавим в эту мрачную картину некоторые штрихи.
Одним из главных проявлений экологического кризиса является колоссальное загрязнение природной среды. Оно вызывается, прежде всего, выбросами в атмосферу, совершаемыми промышленными предприятиями и транспортом. Продукты неполного сгорания угля, нефти в виде мельчайших частичек взвешены в городском воздухе. Весь спектр тяжелых металлов висит над нами, возвращаясь на землю с дождем и снегом. На космическом снимке нашей столицы можно увидеть область этого загрязнения, протянувшуюся от Москвы к юго-востоку, в Мещеру. К этому прибавляются еще 8 млн т бытовых и в 5 раз больше промышленных отходов, которые производит Москва. В городе и прилегающих к нему районах размещены сотни свалок и захоронений всех видов отходов, в том числе и радиоактивных.
Экологический кризис проявляется также в резком истощении природных ресурсов. Ежегодно в мире добывается 4 млрд т нефти, более 2 млрд т угля. Восполнить эти ресурсы будет невозможно. На создание молибдена и никеля, каменного угля, нефти и газа, подземных вод и плодородных черноземов природе пришлось затратить колоссальный энергетический потенциал и сотни тысяч, а порой и миллионы лет. Следовательно, сохраняя существующие объемы добычи полезных ископаемых, ныне живущие могут обречь грядущие поколения на полное истощение природных ресурсов.
Воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду уже превосходит влияние мощных природных сил. Так, на нашей планете насчитывается 578 активных вулканов и всего 400 крупных промышленных городов. Среднегодовая масса извергающейся лавы, пепла, газа и раскаленных водяных паров равна 2,5 млрд т. Города, в которых мы живем, выбрасывают за год в окружающую среду до 3 млрд т отходов и более 1 млрд т различных аэрозолей. Все это ведет к увеличению углекислого газа в атмосфере, что, в свою очередь, способствует потеплению, а в перспективе может привести к глобальному изменению климата.
Уже начавшееся общепланетарное потепление привело, например, к тому, что снежный покров в Европе в 80-е годы нашего столетия сократился на 13 процентов. Особенно серьезно это сказывается на горных районах. Выработан прогноз, согласно которому многие районы Альп через 20-30 лет могут остаться бесснежными. Начнется массовое таяние ледников и горного слоя вечной мерзлоты, что сделает склоны гор крайне лавиноопасными.
Причины экологического кризиса
Общеизвестно, что одной из главных причин резкого ухудшения экологической обстановки считаются огромные масштабы хозяйственной деятельности в эпоху индустриальной цивилизации. Однако в последнее время все более настойчиво звучат голоса тех, кто считает, что дело – в нашем сознании, мировоззрении, жизненных ценностях и установках.
Творя экологическое зло, люди как бы отделены от последствий своих действий, не могут или не хотят их предвидеть. В этой связи нередко приводится пример, относящийся к прогрессу техники вооружений. Древний человек, поражающий своего соплеменника каменным то