Цель урока: 1) Сформировать знания о составе природного комплекса;
2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Таблица «Природный комплекс»
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Исследование океанов (больше всего биоразнообразие в умеренных широтах из-за обилия планктона и рыбы)
2. Участки обитания в океане (поверхность, толща, дно, побережье; в тропиках организмов меньше из-за солености, но много кораллов)
3. Деление организмов в зависимости от среды обитания (планктон, нектон, бентос; масса планктона в 23 раза меньше массы бентоса)
4. Многообразие органического мира (150 тысяч видов животных, 15 тысяч видов растений)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1.В Евразии первое место по площади занимает (Россия)
2. Главная причина неравномерности распределения растений и животных на Земле (распределение тепла и влаги)
3. Географическими полюсами Земли являются (Северный и Южный)
4. Самым холодным климатическим поясом считается (арктический)
5. Кайнозойская эра делится на 3 основных периода (палеоген, неоген, четвертичный)
6. Человек создал новые природные комплексы (поля, сады, огороды, парки)
7. В скольких агрегатных состояниях может находиться вода в природе? (3)
8. Основные пояса (экваториальный, тропический, умеренный)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какое взаимовлияние и взаимодействие оказывают компоненты природных комплексов друг на друга?
V.Объяснение новой темы.
1. Природный комплекс (сочетание компонентов природы: горных пород, воды, воздуха, организмов; географическая оболочка – крупнейший ПК; важнейшие закономерности географической оболочки: целостность, круговорот веществ и энергии, ритмичность, зональность; несколько видов круговорота веществ и энергии: круговорот воздуха в атмосфере, круговорот воды, биологический круговорот, круговорот веществ и энергии в земной коре и др.; океанические воды в круговороте обновляются через 3 тысячи лет, а в атмосфере за 10 дней)
2. Биологический круговорот (непрерывно с участием тепла и влаги)
3. Круговорот веществ и энергии в земной коре (основные силы энергия Солнца и внутренняя энергия Земли – рис. 32 на стр. 54; благодаря незамкнутости круговоротов происходит развитие компонентов природы и в целом географической оболочки)
4. Ритмичность (суточная – приливы и отливы, изменение направления ветра, нагревание и охлаждение горных пород в течение суток; годовая – перемена годовой температуры, осадков, времен года, режим рек, животных; ритмы, охватывающие сотни и тысячи лет – землетрясения, горообразование, похолодания, потепления климата, засухи, наводнения – через 11, 22-23, 80-90 лет и т. д.)
5. Природно-территориальные комплексы (крупнейшие – материки и океаны; формируются в течение длительного времени, у каждого ПТК имеются свои определенные границы; антропогенные природные комплексы – созданные человеком – пашни, сады, огород и т. д.)
VI.Усвоение новой темы.
1.Основная причина разнообразности природных зон в Евразии (большая площадь материка)
2. Чередование природных зон на равнинах (широтная зональность)
3. Антропогенные природные комплексы (сады и водохранилища)
VII.Домашнее задание. § 11, рис.30,33
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Все природные комплексы в различной степени подвергаются влиянию хозяйственной деятельности человека. Природные комплексы формируются в течение длительного времени в результате взаимодействия нескольких природных компонентов