УРОК 11. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

0
8
window

1. Беседа.

– Прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили». Что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словам «нормально»?

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..

– Как живешь? – спрашиваю.

– Нормально, – отвечает.

– А с учебой как?

– Нормально.

– Ты, говорят, болел… Теперь все в порядке?

– Нормально.

– Хорошо, значит?

– Ну я же говорю – нормально.

– Странно ты говоришь…

– Почему? Нормально.

– Ты считаешь – нормально?

– Нормально.

«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»

– Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему?

– Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас?

– Как это можно делать?

– Какой раздел языкознания занимается изучением лексического состава нашего языка?

– Сегодня на уроке нам предстоит охарактеризовать многогранность слов русского языка. Для этого необходимо вспомнить некоторые понятия, изучаемые в 5 классе.

2. Словарная работа.

На доске написаны слова: ручка, брошюра, извещение, поражение.

Ученики устно анализируют подчеркнутые орфограммы, заем по памяти записывают слова в тетрадь.

– Что означает слово брошюра?

– А слово ручка?

– Почему при попытке дать толкование слову «ручка» ваши мнения разошлись? Как в лексике называются такие слова? (Многозначные.)

3. Работа со словарем.

– Посмотрите по словарю в конце учебника значения слов солдат (1-й ряд), праздник (2-й ряд), рукав (3-й ряд).

– Многозначными или однозначными являются эти слова?

– Есть ли между значениями одного слова что-то общее? Покажите это.

– Итак, как оформляется словарная статья многозначного слова?

Учитель показывает ученикам запись:

Лук 1 , а, м. Растение.

Лук 2 , а, м. Оружие для метания стрел.

– Можно ли сказать, судя по этой записи, что слово лук – многозначное? Почему?

– Как называется проиллюстрированное явление? Может ли быть что-то общее между значениями омонимичных слов? Почему? (Не может быть общего, потому что одинаковость их написания, возникшая в результате различных исторических процессов, случайна.)

И г р а «Кто вперед?»: найти в словаре в конце учебника 2 слова, имеющие омонимы (бумажник, люлька).

4. Упражнение 59.

– Прочитайте текст.

– Обратите внимание на слова в рамочке на с. 26.

– В каких лексических отношениях они состоят?

– В написании каких гласных букв могут возникнуть затруднения?

Учитель подчеркивает буквы, названные учащимися. На доске запись: ответить; отозваться; откликнуться.

– Объясните написание буквы «о».

– Произнесите хором эти слова по слогам.

– Закройте учебники и запишите слова по памяти.

5. Тест.

– Я буду задавать вам вопросы, а вы должны записать ответ в форме словосочетания «прилагательное + существительное».

Например, хлеб свежий или новый? Ответ: свежий хлеб.

1. Глаза карие или коричневые?

2. А пиджак карий или коричневый?

3. Дружба сильная или крепкая?

4. А характер?

5. Чай горячий или горючий?

6. А слезы?

7. Ответ полный или кромешный?

8. А тьма?

В тетради должна получиться следующая запись:

1. Карие глаза.

2. Коричневый пиджак.

3. Крепкая дружба.

4. Сильный характер.

5. Горячий чай.

6. Горючие слезы.

7. Полный ответ.

8. Кромешная тьма.

6. Подберите к словам левой колонки антонимы из правой.

Грязный

Очистить

Бодрый

Согнуть

Трудолюбие

Выгода

Убыток

Конкретный

Сухой

Чистый

Спокойствие

Усталый

Противник

Лень

Посредственный

Тревога

Кручиниться

Влажный

Загрязнить

Талантливый

Выпрямить

Союзник

Абстрактный

Радоваться

7. Упражнение 58.

– Рассмотрим пару словосочетаний: горячий кофе, горячий человек.

– В каком из словосочетаний слово «горячий» имеет переносное знач

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь