1. Беседа.
– Прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили». Что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словам «нормально»?
Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..
– Как живешь? – спрашиваю.
– Нормально, – отвечает.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел… Теперь все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь…
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»
– Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему?
– Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас?
– Как это можно делать?
– Какой раздел языкознания занимается изучением лексического состава нашего языка?
– Сегодня на уроке нам предстоит охарактеризовать многогранность слов русского языка. Для этого необходимо вспомнить некоторые понятия, изучаемые в 5 классе.
2. Словарная работа.
На доске написаны слова: ручка, брошюра, извещение, поражение.
Ученики устно анализируют подчеркнутые орфограммы, заем по памяти записывают слова в тетрадь.
– Что означает слово брошюра?
– А слово ручка?
– Почему при попытке дать толкование слову «ручка» ваши мнения разошлись? Как в лексике называются такие слова? (Многозначные.)
3. Работа со словарем.
– Посмотрите по словарю в конце учебника значения слов солдат (1-й ряд), праздник (2-й ряд), рукав (3-й ряд).
– Многозначными или однозначными являются эти слова?
– Есть ли между значениями одного слова что-то общее? Покажите это.
– Итак, как оформляется словарная статья многозначного слова?
Учитель показывает ученикам запись:
Лук 1 , а, м. Растение. |
Лук 2 , а, м. Оружие для метания стрел. |
– Можно ли сказать, судя по этой записи, что слово лук – многозначное? Почему?
– Как называется проиллюстрированное явление? Может ли быть что-то общее между значениями омонимичных слов? Почему? (Не может быть общего, потому что одинаковость их написания, возникшая в результате различных исторических процессов, случайна.)
И г р а «Кто вперед?»: найти в словаре в конце учебника 2 слова, имеющие омонимы (бумажник, люлька).
4. Упражнение 59.
– Прочитайте текст.
– Обратите внимание на слова в рамочке на с. 26.
– В каких лексических отношениях они состоят?
– В написании каких гласных букв могут возникнуть затруднения?
Учитель подчеркивает буквы, названные учащимися. На доске запись: ответить; отозваться; откликнуться.
– Объясните написание буквы «о».
– Произнесите хором эти слова по слогам.
– Закройте учебники и запишите слова по памяти.
5. Тест.
– Я буду задавать вам вопросы, а вы должны записать ответ в форме словосочетания «прилагательное + существительное».
Например, хлеб свежий или новый? Ответ: свежий хлеб.
1. Глаза карие или коричневые?
2. А пиджак карий или коричневый?
3. Дружба сильная или крепкая?
4. А характер?
5. Чай горячий или горючий?
6. А слезы?
7. Ответ полный или кромешный?
8. А тьма?
В тетради должна получиться следующая запись:
1. Карие глаза.
2. Коричневый пиджак.
3. Крепкая дружба.
4. Сильный характер.
5. Горячий чай.
6. Горючие слезы.
7. Полный ответ.
8. Кромешная тьма.
6. Подберите к словам левой колонки антонимы из правой.
Грязный |
Очистить |
Бодрый |
Согнуть |
Трудолюбие |
Выгода |
Убыток |
Конкретный |
Сухой |
Чистый |
Спокойствие |
Усталый |
Противник |
Лень |
Посредственный |
Тревога |
Кручиниться |
Влажный |
Загрязнить |
Талантливый |
Выпрямить |
Союзник |
Абстрактный |
Радоваться |
7. Упражнение 58.
– Рассмотрим пару словосочетаний: горячий кофе, горячий человек.
– В каком из словосочетаний слово «горячий» имеет переносное знач