Урок 11. Мировое хозяйство

0
121
информатика

Цели: сформировать понятия «мировое хозяйство», « международное географическое разделение труда», «международная экономическая ин­теграция», ТНК; ознакомить с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике разных стран; дать представление о роли между­народного географического разделения труда в формировании мирового хозяйства; развить умение составлять конспекты урока-лекции, состав­лять JIOC (логические опорные схемы).

Тип урока: урок-лекция.

Ход урока

Изучение нового материала

Комментарии для учителя. Подробный план изучения новой темы на доске, или на листах-программах, которые лежат на столах у учащих­ся (см. приложение).

На уроке учащиеся заполняют матрицу плана лекции. Учитель может проверить у отдельных учащихся тетрадь, задать вопросы по ходу лекции или в конце лекции спросить расшифровку матрицы программы в виде устного ответа при работе в группах, в парах. Лучше, если листы с планом лекции будут на столах. В данном варианте учитель может дифференци­рованно подойти к изучению темы: ученики с более высоким уровнем учебных навыков работают без листов-планов, составляя план самостоя­тельно по ходу лекции учителя.

Учитель. Объектом изучения экономической и социальной геогра­фии мира является мировое хозяйство, то есть исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.

Вопрос. Каковы условия формирования мирового хозяйства?

Главным условием его формирования является появление машин­ной индустрии. Замена ручного кустарного производства товаров ма­шинным позволила странам резко увеличить производительность тру­да и иметь излишки более дешевой продукции. Продукцию необхо­димо было продавать в другие страны, то есть искать рынки сбыта. Второе условие — образование мирового рынка. Для доставки про­дукции из стран Европы в США, в страны Азии, Латинской Амери­ки необходим транспорт. Это третье условие формирования мирово­го хозяйства.

Вопрос. Какой транспорт, по вашему мнению, играет в международ­ной торговле главную роль до сих пор? (Морской транспорт.)

Учитель. Верно. Но развитие получил и железнодорожный транспорт, который развивался особенно быстрыми темпами. Какой вид транспорта в настоящее время играет важную роль в международных перевозках, осо­бенно в Зарубежной Европе? (Автомобильный.)

Вопрос. В каком веке сформировалось мировое хозяйство? (В конце XIX – начале XX в.)

Задание. Найдите в тексте учебника (с. 88) ответ на вопрос «Какие части включает география мирового хозяйства?»

Русский ученый Н.Н. Баранский основным понятием экономичес­кой географии назвал географическое разделение труда. Это понятие нам знакомо из курса географии 9 класса.

Мы знаем, что между регионами России существует географическое разделение труда, которое выражается в специализации экономических районов, субъектов РФ на производстве отдельных видов продукции и дальнейшем обмене продукцией.

Приведите примеры специализации территорий России. (Урал специализируется на производстве металла, Западная Сибирь постав­ляет газ и нефть, Северный Кавказ — продукцию сельского хозяй­ства и т.д.)

Географическое разделение труда существует и между странами, его называют международное географическое разделение труда. Междуна­родное географическое разделение труда выражается в специализации от­дельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими.

Вопрос. Почему страны имеют различную специализацию?

а) страны имеют различное географическое положение (сухопутное, приморское, соседское и т.д.);

б) различные природные условия (рельеф, климат, почвы, природные зоны);

в) разный уровень социально-экономического развития и, следова­тельно, разную структуру хозяйства, качество трудовых ресурсов, истори­ческие традиции и др. Традиционно в странах Юго-Западной Азии (Иран, Ирак) ткали ковры. США специализируются на производстве продукции точного и наукоемкого машиностроения, так как эта страна является развитым, постиндустриальным государством. Сенегал специа­лизируется на продаже арахиса, а не автомобилей и компьютеров, так как имеет низкий уровень экономического развития.

Итак, отраслью специализации является такая отрасль хозяйства, ко­торая ориентирована на экспорт продукции. Именно отрасль специали­зации определяет «лицо» страны в международном географическом раз­делении труда. Например: Россия экспортирует на мировой рынок газ, нефть, древесину, Канада — полезные ископаемые, зерно, Япония — автомобили, суда, телевизоры, компьютеры, Индия — чай, ткани, Фран­ция — парфюмерию, одежду, обувь, вина.

Углубление международной специализации привело к «сращиванию» национальных хозяйств. Так возникла высшая ступень МГРТ — между­народная экономическая интеграция, то есть процесс развития глубоких и прочных взаимосвязей групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики.

Наиболее важными группировками стран являются:

Европейский Союз или ЕС. ЕС образовался в 1957 году под на­званием «Общий рынок». В него вошли ФРГ, Франция, Италия, Ни­дерланды, Бельгия и Люксембург. Позднее членами ЕС стали: Вели­кобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Авст­рия, Швеция, Финляндия, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Кипр. Огромное желание стать членами ЕС имеют другие страны Восточной Европы.

В Европе сформировано единое экономическое пространство со сво­бодным перемещением товаров, капиталов, услуг, рабочей силы. По Шенгенской визе можно свободно без виз переезжать из Франции в Анг­лию, из ФРГ и Бельгии в Италию и др. С января 1999 г. введена единая валюта – евро. ЕС имеет свой флаг, герб, гимн, единый паспорт.

АСЕАН — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Членами ее являются: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бру­ней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа.

НАФТА — Североамериканская ассоциация свободной торговли (США, Канада, Мексика).

ЛАИ — Латиноамериканская ассоциация интеграции. Членами ее являются: Аргентина, Боливия, Чили, Перу, Бразилия, Венесуэла, Ко­лумбия, Мексика, Парагвай, Уругвай, Эквадор.

АТЭС — Организация Азиатско-Тихоокеанского экономическо­го сотрудничества (21 страна, в том числе Россия).

Отраслевой группировкой является ОПЕК — организация стран— экспортеров нефти. В ОПЕК входят Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, ОАЭ, Индонезия, Алжир, Ливия, Нигерия, Венесуэла.

ТНК — транснациональные корпорации, в рамках которых объе­диняются многочисленные предприятия одной или нескольких отрас­лей мирового хозяйства, расположенных в разных странах. В мире их насчитывается боде 40 тысяч. ТНК имеют филиалы (более 250 тыс.) в разных странах и оказывают огромное влияние на экономическую жизнь стран, а в последнее время их влияние глобально.

Вопрос. Вспомните крупнейшие ТНК мира и их продукцию?

«Самсунг» — Южная Корея (телевизоры, магнитофоны и др.).

«Мицубиси», «Тойота» — Япония (автомобили).

«Дженерал моторе» «Форд моторе» — США ( автомобили).

«Филипс» — Нидерланды (электроника, электротехника).

Учитель проверяет запись лекции в виде плана, часть работы можно выполнить, используя текст учебника, например, страны — члены ин­теграционных группировок.

Закрепление знаний

В качестве закрепления нового материала можно провести письмен­ный диктант.

Исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирными экономическими от­ношениями называется… {мировоехозяйство).

Главным условием формирования мирового хозяйства является:

а) мировой рынок; б) мировой транспорт; в) машинная индустрия.

Н. Н. Баранский ввел термин … (МГРТ).

МГРТ выражается в специализации стран на производстве опреде­ленных видов товаров и услуг и последующем … (обмене ими).

«Лицо» страны определяют … (отрасли специализации).

Объединение стран называют… (интеграцией стран).

Страны Зарубежной Европы входят с экономическую группиров­ку… (ЕС).

Организация стран экспортеров нефти называется … (ОПЕК).

Североамериканская ассоциация свободной торговли называется… (НАФТА).

Россия является членом группировки … (АТЭС).

Домашнее задание

Прочитать текст нас. 98-102.

Самостоятельно изучить и законспектировать текст о факторах раз­мещения на с. 99-103.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь