Цели урока: Обобщить, систематизировать и расширить знания об одноклеточных животных, совершенствовать умения работать с микроскопом и наблюдать за живыми объектами.
Оборудование: Рисунки с изображениями простейших, таблички с названиями станций, кроссворд, микроскопы, предметные и покровные стекла, культура простейших, листочки для Графической работы, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы.
Подготовка к уроку: Учащиеся получают задание подобрать и в письменном виде задать вопросы по теме «Простейшие» «ученым-биологам». На роль «ученых-биологов» выбираются 2—3 человека. Они готовят ответы на 6—8 наиболее интересных вопросов. (Задание по составлению вопросов необходимо дать в начале изучения темы и прием вопросов прекращается за неделю до урока. Можно провести конкурс вопросов). Подготовить рисунки.
Ход урока
Наступило время нашего путешествия по станциям страны «простейшие». Проходя через станции, мы должны расширить и проверить наши знания об одноклеточных животных. Итак, не задерживаясь, в путь!
Станция «Кроссвордиада»
Z> Решите кроссворд по теме «Одноклеточные животные». Условие: вписать слова по теме кроссворда и самим предложить их объяснения. В основе кроссворда слово «Раздражимость» (см. Приложение).
Что означает слово «раздражимость»?
Станция «Любознайка»
‘«Ученые-биологи» отвечают на интересующие вас вопросы. Например, следующие:
Потомство одной инфузории-туфельки за год может достигнуть 75×10108 особей. По объему такое количество инфузорий заняло бы полый шар диаметром в расстояние от Земли до Солнца. Почему в природе этого не происходит?
В пробирку с культурой эвглены зеленой добавили небольшое количество картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через две недели зеленая окраска культуры исчезла. Как вы думаете, погибли ли эвглены? Что произойдет, если пробирку поставить на свет?
Термиты, как известно, питаются древесиной, протачивая ходы в деревянных постройках. Однако сами переваривать клетчатку, входящую в состав древесины, они не могут. Если к пище термитов добавить немного антибиотиков, то они погибают от голода. Объясните, почему?
В тропических водах океана живут одноклеточные организмы, способные к люминесценции. Они называются ночесветками и относятся к простейшим. Интересно, что многие из них начинают светиться только при механическом воздействии. Например, если по воде ударить веслом — в том месте, где ударило весло, возникает небольшое свечение. Скажите, можно ли использовать такой эффект в практических целях?
Могут ли жить простейшие в песках пустыни?
Инфузория трубач — излюбленный объект для экспериментальных исследований по регенерации. Многочисленными опытами была доказана высокая регенеративная способность трубачей. Что это значит? Объясните.
Во время военных действий на Кавказе в XIX веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских
солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели в чем-то другом. В чем?
Станция «Что? Где? Почему?»
О Даны два названия животных: амеба обыкновенная и амеба дизентерийная. Объясните, о чем говорит двойное (бинарное) название данного животного ученому-систематику. Определите их место в системе органического мира и объясните, почему эти животные относятся к той или иной группе.
Станция «А знаете ли вы что…»
Нас встречают юннаты со станции юных натуралистов. Они познакомят
нас с некоторыми неизвестными нам фактами из особенностей простейших.
Станция «Проверяйка»
Выполняем индивидуальную графическую работу.
О В перечне характеристик простейших определи правильные и неправильные суждения. Ответ изобрази в виде графика. Правильное суждение — Л; неправильное — V. Работа выполняется по вариантам. (Если нет возможности иметь на каждом столе задания с тестами, то можно провести графический диктант).
Вариант I
Простейшие обитают только в водной среде.
Простейшие были известны до изобретения светового микроскопа.
Тело простейшего состоит из одной клетки.
Все простейшие способны к активному движению.
Инфузория-туфелька’ питается в основном бактериями.
У всех простейших при питании образуется пищеварительная вакуоль.
Остатки непереваренной пищи у инфузории-туфельки удаляются через определенное место, которое называется порошицей.
Продукты обмена веществ и избыток воды удаляются из тела простейших через сократительную вакуоль.
Инфузория-туфелька имеет две сократительные вакуоли, находящиеся в противоположных концах тела.
Простейшие дышат растворенным в воде кислородом.
Все простейшие размножаются делением на две дочерние клетки.
Обыкновенная амеба положительно реагирует на свет, то есть перемещается в освещенную часть водоема.
Эвглена зеленая питается только на свету.
При образовании цисты из цитоплазмы выделяется значительное количество воды и вещества, образующего плотную оболочку.
На стадии цисты происходит расселение простейших ветром и животными.
Дизентерийные амебы паразитируют в стенке толстой кишки хозяина.
Заражение малярией происходит при питье воды из водоема с живущими в нем личинками малярийного комара.
В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий.
Ответ: /yWVAдДA-
Простейшие обитают в водной и наземно-воздушной среде.
Простейшие были открыты более 300 лет назад.
Простейшие имеют строение, сходное со всеми микроорганизмами.
Среди простейших имеются виды, ведущие неподвижный образ жизни.
Инфузория-туфелька передвигается благодаря согласованному колебанию многочисленных ресничек.
Обыкновенная амеба — хищник, питающийся другими простейшими и одноклеточными водорослями.
У эвглены зеленой пищеварительные вакуоли не образуются.
Сократительную вакуоль имеют все простейшие.
Сократительные вакуоли у инфузорий туфелек имеют приводящие канальцы.
Кислород в цитоплазму простейшего поступает через всю поверхность тела.
Многие простейшие при делении образуют не две, а несколько особей.
Инфузория туфелька реагирует на свет положительно — перемещается в сторону света.
Эвглена зеленая питается только органическим веществами, которые образует на свету.
При неблагоприятных условиях большинство простейших не погибает, а переходит в состояние цисты.
Из раковинок погибших раковинных амеб образовались отложения известняка.
Дизентерийные амебы, попав в кровь человека, вызывают у него амебную дизентерию.
Заражение человека малярией происходит при попадании в его кровь малярийного плазмодия.
Многие простейшие, питаясь бактериями и органическими остатками, способствуют очищению водоемов.
Станция «Исследовательская»
Сегодня у нас есть возможность посмотреть на простейшие в поле зрения микроскопа и провести наблюдения. То есть на данном этапе мы — исследователи, а наш кабинет — это творческая лаборатория.’
Посмотрите, что находится у нас на столах. Это микроскоп — увеличительный прибор, предметные и покровные стекла для приготовления микропрепарата, культуры простейших..
Актуализация опорных знаний — Назовите правила работы с микроскопом.
Подготовьте микроскоп к работе:
а) установите на рабочий стол так, чтобы было удобно работать и с микроскопом, и с тетрадью, не передвигая их (штативом к себе, на расстоянии 508 см от края стола);
б) протрите от пыли зеркало, стекла окуляра и объектива специальной салфеткой;
в) подняв тубус, наведите свет на поле зрения при помощи зеркала;
г) при работе с микроскопом не делайте резких движений, бережно относитесь к школьному имуществу.
Приготовьте микропрепарат (или возьмите готовый) и поместите его на предметный столик, закрепите зажимами.
При помощи винта опустите туб