Урок 106. урок-викторина
(по сказкам А. С. Пушкина)
Цели: закрепить знания по творчеству А. С. Пушкина; развивать память, логическое мышление.
Оборудование: карточки-задания, предметные картинки, иллюстрации к сказкам.
Ход урока
Класс делится на две команды. (Все задания обсуждаются коллективно.)
I. «Что мы знаем об А. С. Пушкине?»
На доске «волшебный» дуб, на нем листочки с заданиями. Члены команд по очереди срывают листочки и отвечают на вопрос, обсудив его с командой.
1. Когда родился А. С. Пушкин? (6 июня 1799 г.) 2. В каком городе родился поэт? (В г. Москве.) 3. Какой лицей окончил? (Царскосельский.) 4. Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна.) 5. Сколько сказок написал А. С. Пушкин? (6.) |
6. Назовите сказки Пушкина (можно только три: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».)
(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за неправильный – 0 баллов.)
? Игра «Допишите словечко».
Команды одновременно вытягивают карточки-задания, читают, дописывают недостающие слова в четверостишиях. (Если смогут назвать произведение, плюс 1 балл.)
1. Жил старик со своею …
У самого синего …
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три …
2. Белка песенки …
Да орешки все …,
А орешки не простые,
Все скорлупки …
3. Пошел старик к синему …;
Стал он кликать золотую … .
Приплыла к нему …, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
4. У лукоморья … зеленый;
Златая … на дубе том;
И днем, и ночью … ученый
Все ходит по цепи кругом.
5. Ветер на море …
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в …
На раздутых …
6. Я сегодня поймал было …
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила …
Домой в … синее просилась.
II. Конкурс капитанов.
· Игра «Узнай сказку».
Командам предлагаются предметные картинки с изображением яблока, зеркальца, петушка, рыбки, лебеди, белочки, корыта, шмеля.
Капитаны команд подходят к столу и, по очереди переворачивая рисунок, по предмету, изображенному на нем, определяют, в какой сказке он встречается. (За каждый правильный ответ – 1 балл.)
III. Конкурс «Пантомима».
Предложенный отрывок обыгрывается без слов.
Один из членов команды читает вслух текст, а другие изображают действия. (Для оригинального исполнения заранее приготовить атрибутику: платки, шапку-ушанку, сарафаны и кокошники для девиц, клубки пряжи, спицы и пр.)
1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир».
– «Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
– Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
(Можно взять еще и второй столбик, до слов
«… Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».)
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод; –
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, –
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
(Можно взять до слов:
«Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось).
Учитель сам определяет размер отрывка, это зависит от качества чтения учащихся.
На табло выставляются баллы, набранные командами. Выигравшая команда награждается, «утешительный» приз получает и проигравшая команда.
IV. Итог урока.
– Какие знания помогли вам отвечать на вопросы?
– Понравился ли вам урок? Чем?
– Хотелось бы вам еще раз побывать на таком уроке?