Урок 106. Морфологический разбор предлога
Цели: ознакомить с планом морфологического разбора предлога; развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи.
Методические приемы: лингвистический разбор, выразитель ное чтение, элементы анализа текста.
Ход урока
! I . Лингвистическая разминка
– Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; сделайте синтаксический разбор предложения, определите грамматические характеристики предлогов. Со…нце перед самым закатом вышло из(за) туч… покрыва… щшх небо.
(Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.)
II . Проверка домашнего задания
Упражнение 305: беседа по вопросам упражнения, объяснение орфограмм – по цепочке; элементы анализа текста.
– С помощью каких художественных приемов И.А. Гончаров создает величественную картину моря?
Комментарий. Тип текста — повествование. Стиль – художест венный. Варианты заголовка – «Над морем», «Стихия моря».
Глаголы передают движение морской стихии и фрегата; перечисление однородных глаголов-сказуемых создает основу повест вования, его остов. Глаголы, передающие движение моря, упот реблены, в настоящем времени: встают, падают, опять встают, поднимаются, носится. Большинство глаголов стоит во множест венном числе, подчеркивая могущество морской стихии.
Глаголы, передающие движение фрегата, употреблены, глав ным образом, в будущем времени: взберется, дрогнет, упадет, выпрямится. Эти глаголы передают напряженное, трудное дви жение фрегата. Форма будущего времени не имеет значения «бу дет происходить», она означает в данном случае повторяющееся действие в прошлом. Такая форма позволяет приблизить читателя к повествованию, помочь ему ярче представить картину.
Основные художественные приемы – метафора и олицетворе ние. Морские гигантские волны метафорически названы «холмами с белым гребнем», с помощью глаголов движения и метафориче ских существительных (с воем, стон, на голову волны) достигается олицетворение моря. Живым существом представляется и фрегат, упорно преодолевающий бесконечно долгий морской путь. Довершает картину сравнение брызги, как дым, понимаются; оно делает образ еще объемнее, воздушнее.
Синтаксические приемы – повторы {встают, падают, опять встают) и ряды однородных сказуемых тоже играют важную художественную роль: создают ощущение протяженности времени, бескрайности моря.
Словосочетания, в которых зависимые слова связаны с главны ми с помощью предлогов: видно из окон, холмы с гребнем, толкая с воем, носится в воздухе, взберется на голову, дрогнет на гребне, упадет на бок, скользить с горы, спустившись на дно, спустившись между бугров, перевалиться на другой бок, лезть на холм. III . Изучение темы «Морфологический разбор предлога» 1. Слово учителя.
План морфологического разбора предлога несложен. Во-пер вых, как и в любой части речи, надо определить часть речи и общее значение. Самостоятельного определенного значения у предлога нет, оно проявляется в предложении. Значение предлогов – служить для связи главных слов с зависимыми.
Во-вторых, необходимо указать морфологические признаки предлога. Набор этих признаков невелик: предлоги бывают про изводные и непроизводные, простые и составные. Общий признак предлога – неизменяемость.
Самостоятельное изучение теоретического материала учеб ника – § 52, с. 140 (письменный разбор).
Разбор предлогов из домашнего упражнения 305.
– У нас уже выписаны словосочетания, в которых зависимые слова связаны с главными с помощью предлогов. Несмотря на то что некоторые предлоги повторяются, они заслужива ют внимания: они имеют неодинаковое значение, выражают разные отношения, употребляются с несколькими падежами. Разберем часть предлогов устно, часть – письменно (можно по вариантам с последующей взаимопроверкой). Домашнее задание
§ 52.
Упражнение 306.