Ц е л ь: обеспечить усвоение учащимися личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Ребятки в палатке, исправьте ошибки, повис вниз, нести редиску, в повозке кувшин, рассек бровь, на тележке ложки и чашки, на вкус сладкий, гладкая шерстка.
II. Актуализация опорных знаний.
П и с ь м о по памяти.
Я, ты, он, она – вместе целая семья.
– Найдите местоимения в словах: семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый.
– На какие группы их можно разделить?
– На кого указывают эти личные местоимения? Сделайте вывод.
В ы в о д: местоимения могут употребляться в форме единственного числа.
III. Формирование новых знаний.
Работа с правилом на с. 28 и таблицей на с. 29.
– Назовите личные местоимения единственного числа.
– Назовите личные местоимения множественного числа.
– Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.
– Какие имена заменяют местоимения: он; она; оно?
– Закройте учебники и восстановите таблицу в тетради.
Учитель записывает опорные слова:
Личные местоимения
Ед. ч. Мн. ч.
1-е лицо … …
2-е лицо … …
3-е лицо … …
IV. Первичное закрепление.
В ы п о л н е н и е упражнения 7 на с. 30.
– Найдите в загадке личные местоимения.
– На кого указывают эти местоимения?
– Сделайте письменное задание.
В ы п о л н е н и е упражнения 8 на с. 30 по заданию, коллективно.
V. Упражнение в определении лица и числа местоимений.
В ы б о р о ч н ы й д и к т а н т.
– Запишите местоимения, определите число и лицо.
Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».
П р о в е р к а.
VI. Мини-тест.
Напишите номера местоимений:
К л ю ч: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 15.
VII. Итог урока.
– Можно ли обойтись без личных местоимений?
– Задайте вопросы друг другу о местоимениях.
Домашнее задание: упражнение 10, с. 31.