Урок 100. алфавит
(повторение)
Цели: закрепить знания учащихся об изученных буквах; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
? Игра «Прочитайте слова».
(Ответ: щель, хмель, трель, модель, щавель, тоннель, постель; качели, крендель, ожерелье, акварель, свиристель, тефтели, великан.)
? Загадка-антоним.
Я – антоним к слову лето.
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому, что я… (зима).
? Игра «Найдите слово».
Рыдают буквы в каждой строчке:
– От наших слов – одни кусочки,
У всех у нас одно начало
И, как назло, оно пропало.
Но если вы его найдете,
То сразу все слова прочтете.
…абль, …жик, …зина, …обка, …мушка.
(Корабль, коржик, корзина, коробка, кормушка.)
– А какие еще вы знаете слова, начинающиеся с кар– и кор– ?
Физкультминутка
1. Дети рассматривают славянскую азбуку, с. 210–211.
Учитель сообщает, что слово Алфавит произошло от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа и вита.
Создателями славянской азбуки были братья, славянские просветители, проповедники христианства, Кирилл и Мефодий.
Дети читают названия букв славянской азбуки и рассматривают знаки.
Делается вывод: в славянской азбуке было больше букв (40), чем в современном алфавите. Знаки писались намного сложнее. Многие знаки похожи на современные.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все… (алфавит).
2. Дети читают отрывки (предложенные учителем) из стихотворения С. Я. Маршака «Веселое путешествие от «А» до «Я».
Физкультминутка
? Игра «Найдите слова».
ШТОРМ
Разыгралась буря. Волны обрушились на палубу корабля. Все перепуталось, книги рассыпались. Из одного стихотворения исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины.
Попробуйте вернуть их на место.
(Строки стихотворения напечатаны на доске.)
… выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
… пропал у пони.
… вянут на газоне,
А мартышка не страдает –
… уплетает!
? Игра «Один – много».
Образуйте множественное число от слов: лев – (львы), стол –(столы), шарф – (шарфы), пол – (полы), зонт – (зонты), сыр – (сыры).
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось?