Урок №10.Тема урока: Что общего у кобыза и скрипки.

0
705

Цели: развитие слуха учащихся,знакомство со скрипкой и кобызом,определение сходства между ними,

Ход урока.

Орг момент.

Психологический настрой.

Работа по теме урока.

«Скрипка»Как и другие музыкальные инструменты, скрипка сформировалась в результате длительного и сложного процесса общего развертывания музыкальной культуры, сменой социальных условий, в которых он протекал. Вообще понятие “смычковый инструмент” объединяет в себе большую группу музыкальных инструментов, распространенных по всему миру. Искать же корни струнно-смычкового инструмента в каком-нибудь определенном этнографическом культурном круге, определять центр распространения по странам Европы, Азии и Ближнего Востока представляется нецелесообразным.

Имеющееся инструментоведческие данные о развитии смычковых инструментов в различных странах показывают, что каждый культурный этнос обладал характерным именно для него набором смычковых инструментов. Различия между ними были настолько существенными, что никак не вдохновляют на поиски взаимовлияния, и, тем более, на синтезирование всех этих инструментов с тем, чтобы получить скрипку.

Дело в том, что народные формы культуры имеют большую устойчивость. Не составляют исключения и музыкальные инструменты, которые органично вписывались в бытовую сферу людей. А так как каждая культура генерировала достаточно разнообразный музыкальный инструментарий, в который входили и смычковые инструменты, надобности в пришлых инструментах не было. Таким образом, теория заимствования конструкции инструмента из чуждой музыкальной культуры и адаптация его к новым задачам вызывает определенные сомнения.

Так как скрипка в том виде, какой мы ее знаем, является продуктом европейской культуры, то и истоки ее следует искать в Европе. Такую постановку вопроса поддерживают многие исследователи.

Кобыз

1) Казахский двухструнный смычковый муз. инструмент. Имеет ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку (без ладов) и большую плоскую головку, сделанные из одного куска дерева (ореха, берёзы, серебристого тополя, тута). Общая длина 600-730 мм, ширина корпуса 130-180 мм. Нижняя, вытянутая часть корпуса закрыта мембраной из верблюжьей кожи; верхняя, круглая – открыта. Струны из некручёного конского волоса опираются на высокую подставку (деревянную или роговую), устанавливаемую в верхней части мембраны. Смычок небольшой, слегка выгнутый; крепление волоса свободное. При игре К. опирают на пол или колено, смычок держат вывернутой ладонью. Струн касаются, не прижимая их к шейке, извлекая флажолетный звук. Широко используется особый приём – касание струны не подушкой пальца, а ногтем. По звуку К. слегка напоминает виолончель. Строй квартовый; иногда применяются параллельные кварты и квинты, бурдонное двухголосие.

На К. исполняют кю, варианты пьес, предназначенных для других инструментов, аккомпанируют пению. В прошлом на К. играли только мужчины; женщины стали играть лишь в советское время, на усовершенствованных К., в составе ансамблей и оркестров нар. инструментов.

Родство этих двух инструментов можно объяснить тем, что в своем развитии они взаимовлияли друг на друга. Если предположить неитальянское происхождение скрипки, то можно сказать, что кобыз был ее многоголосным вариантом в музыкальной культуре Казахстана, где для танцевальных номеров в то время успешно применялся ребек.

Заучивание песни «Смычок-новичок»

Итог урока.