Урок 10. СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА

0
1515

Цель: расширение представлений учащихся о понятии «свобода человека».
Задачи: – раскрыть значение понятия «свободная личность»; – развить стремление к внутренней свободе; – воспитывать нравственную культуру.

Круг радости
Учитель приглашает учащихся в круг и предлагает поделиться, в чем каждый из них считает себя свободным. Начать может учитель: «Я свободна в возможности заниматься любимым делом – учить детей».
Задание
Выполняя это задание, учащиеся смогут расширить свои представления о свободе и отразить их в попытке дать самостоятельное определение понятию «свобода». Прочитайте изречения о свободе известных людей. Какой образ свободы сложился в вашем сознании после знакомства с высказываниями? Поделитесь мыслями по этому поводу. Начните со слов: «Свобода – это…»
Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность многих страшит. Зигмунд Фрейд
Величайший плод ограничения желаний – свобода. Эпикур
Внутренняя свобода есть способность духа само¬стоятельно увидеть верный закон, самостоятельно приз¬нать его авторитетную силу и самодеятельно осуществить его в жизни. Иван Ильин

Все можно отнять у человека, за исключением одного – последней частицы человеческой свободы, свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь. Виктор Франки
Всем научились пользоваться люди, только не научи¬лись пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуж¬дой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать. Михаил Пришвин

Два смысла в жизни – внутренний и внешний, у внешнего – дела, семья, успех; а внутренний – неясный и нездешний – в ответственности каждого за всех. Игорь Губерман

Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его осознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большому праву, чем распоряжение своими собственными желаниями. Рене Декарт
Свобода в том, что каждый может увеличить свою долю любви, и потому благо. Лев Толстой
Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой. Федор Достоевский
Свобода человека состоит не в том, чтобы делать, что хочешь: она в том, чтобы никогда не делать того, чего не хочешь. Жан Жак Руссо
Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения. Пауль Тиллих
Что такое свобода? – Чистая совесть. Периандр
Я верю в свободу, в право человека быть самим собой, отстаивать себя и давать отпор всем тем, кто пытается помешать ему быть собой. Но свобода – это нечто боль¬шее, чем отсутствие притеснения. Это не только «свобода от». Это «свобода для» – свобода стать независимым. Эрих Фромм
Я сам своя свобода. Жан-Поль Сартр
Предлагая высказаться желающим, учитель пояснит, что ключевая идея определения свободы состоит в возможности быть самим собой.
Задание Предлагая задание, учителю следует пояснить, что •Эпиктет, римский философ, даже будучи рабом, оставался внутренне свободным человеком, потому что обладал неукротимым духом. Задача учителя – дать высказаться всем желающим, потому что именно такой подход позволит оценить широту охвата автором важных вопросов изучаемой темы. Прочитайте размышления о свободе римского философа Эпиктета, жившего в I в. н. э. Родившись рабом во Фригии, став впоследствии вольноотпущенником, он вкладывал в слово «свобода» особый смысл Какие из высказанных древним философом мыслей кажутся вам значимыми для наших современников? Прокомментируйте их. *** Эпиктет Каждый человек знает, когда можно назвать животное свободным. Есть люди, которые держат у себя приручен¬ных львов. Они держат их взаперти, кормят и водят их повсюду за собою. Никто не скажет, что такой лев свободен; напротив, всякий скажет, что, чем слаще его жизнь, тем больше он раб. Ни один человек не захочет быть на месте такого льва; да и всякое пойманное животное чего-чего не перетерпит, чтобы только вырваться на свободу. Некоторые животные даже морят себя голодом, чтобы избавиться от неволи. Нужно много труда и хлопот, чтобы удержать их в рабстве, взаперти; и если они не убегают, то все-таки погибают. А как только найдут они малейшую лазейку, сейчас и убегут или улетят. Вот как любят животные свою свободу, как нужно им, чтобы они не были ничем связаны, стеснены. Если бы ты мог спросить у них: «Разве вам здесь плохо?» – они ответили бы тебе: «Опомнись, что ты говоришь? Мы созданы так, чтобы жить свободно на вольном воздухе, летать, куда хотим, петь, когда хотим. Все это отняли у нас, а ты еще удивляешься, отчего нам здесь плохо!» И с людьми бывает то же. Вот почему я назову свобод¬ным только такого человека, который поступает по своей совести, не боясь никаких напастей и мук, ни даже самой смерти. Мудрец Диоген говорил: «Только тот истинно свобо¬ден, кто всегда готов умереть». Он писал персидскому царю: «Ты не можешь сделать истинно свободных людей рабами, как не можешь поработить рыбу. Если ты и возьмешь их в плен, они не будут рабствовать тебе. А если они умрут в плену у тебя, то какая тебе прибыль от того, что ты забрал их в плен?» Вот это – речи человека свободного: такой человек знает, в чем состоит истинная свобода. Посмотри на то, как хочет жить раб. Прежде всего он хочет, чтобы его отпустили на волю. Он думает, что без этого он не может быть ни свободным, ни счастливым. Он говорит так: – Если бы меня отпустили на волю, я сейчас же был бы вполне счастлив: я не был бы принужден угождать и прислуживаться моему хозяину, я мог бы говорить с кем угодно как с равным себе, я мог бы идти куда хочу, не спрашиваясь ни у кого. А как только отпустят его на волю, он сейчас же разыскивает, к кому бы подольститься, чтобы пообедать, потому что хозяин его больше не кормит. Для этого он готов идти на всякие мерзости. А лишь только он нашел себе квартиру и продовольствие, так он попал опять в рабство более тяжкое, чем прежде. И вот он начинает страдать и плакать. Когда ему приходится особенно трудно, он вспоминает о прежнем своем рабстве и говорит: – А ведь мне недурно было у моего хозяина! Не я о себе заботился, а меня одевали, обували, кормили, и, когда я болен бывал, заботились обо мне. Да и служба была нетрудная. А теперь сколько бед! Был у меня один хозяин, а теперь сколько их стало у меня! Скольким людям должен я угождать, чтобы разбогатеть! Но раб не образумится. Он хочет разбогатеть, и для этого он терпит всякие невзгоды. А когда получит то, чего хотел, то опять оказывается, что он оплел себя разными неприятными заботами. Все-таки он не берется за разум. Он думает: «Вот если бы я стал великим полководцем, все мои несчастия кончились бы: меня стали бы носить на руках!» И он отправляется в поход. Он терпит всякие лишения, страдает, как каторжный, и все-таки просится в поход во второй и третий раз. Наконец он достиг высшего, чего хотел, и его сделали сенатором. А на самом деле чем он сделался? Он все тот же раб, но раб, ходящий на заседания сената. Цепи его стали красивые, цепи блестящие, а все-таки это – цепи, лишающие его свободы. Если он хочет избавиться от всех своих бед и несчас¬тий, пусть он опомнится. Пусть он узнает, в чем истинное благо жизни. Пусть он на каждом шагу своей жизни поступает согласно законам правды и добра, начертанным в его душе, и он обретет истинную свободу. Люди только потому и несчастны, что не живут согласно с этими законами правды и добра.

Резюме
Источником выводов по всей теме может служить информация в рубрике N8, представленная словами известного русского педагога XIX в., основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского. Нравственность и свобода – два такие явления, которые необходимо обусловливают друг друга и одно без другого существовать не могут, потому что нрав¬ственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и все, что делается несвобод¬но, под влиянием ли чужой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли животной страсти, есть, если не безнравственное, то, по крайней мере, не нравственное действие. Константин Ушинский Учителю важно подчеркнуть, что свободу убивают страх, животная страсть, которые разрушают личность.
Задание
Результаты выполнения этого задания помогут учителю определить уровень усвоения темы каждым учеником. Усвоивший тему, построит свое высказывание на приоритете общечеловеческих ценностей. Например: «Как свободный человек я могу выбрать профессию, заниматься любимым делом, самосовершенствоваться, не обижать слабых, помогать нуждающимся…».
Подумайте, что вы можете делать в повседневной жизни как свободный человек. Начните монолог со слов: «Как свободный человек я могу…».
Творческая деятельность
Нарисуйте эмблему свободного человека. Внесите в рисунок символы, отражающие ваше представление о свободе личности. Проведите презентацию творческого результата. Учитель может пояснить, что эмблемой свободного человека может быть эмблема, в который отражены символы его увлечений, целей, приоритетных ценностей. Для их обозначения могут быть использованы изображения, например, следующих предметов: книги как символа познания, художественной кисти, лиры как символов искусства и творчества, дерева как символа природы, колеса как символа путешествий, фотоаппарата как символа отражения мира.
От сердца к сердцу
Учитель приглашает всех в круг и предлагает одному из учеников прочитать стихотворение: Аркадий Кайданов Для того, чтобы обосновать Собственное в мире появленье, Надобно учиться отвечать За свое родное поколенье, За его порывы и тоску, За его ошибки и метанья. Как мне это все вместить в строку?! Пониманья жду – не оправданья. Легче жить, во всем других виня, Дескать, я один не много значу… Но ведь будет спрошено с меня! Именно с меня! И не иначе.
Последние три строчки можно произнести всем вместе, хором, так как в них заключена ключевая мысль урока о связи свободы человека с ответственностью за все, что он делает.