Задачи: дать представление об оползнях, селях, обвалах; расширить знания учащихся о вулканизме и землетрясениях как результате внутренних тектонических процессах; раскрыть влияние внешних и внутренних процессов на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Ход урока
Проверка знаний и умений по теме «Развитие форм рельефа».
Фронтальная беседа по основным вопросам предыдущего урока с использованием таблицы «Рельефообразующие факторы и создаваемые ими формы рельефа».
Диктант для проверки знаний ключевых слов. На доске в столбик записаны основные ключевые термины. Учащиеся должны выписать номера терминов в том порядке, в котором учитель читает их определения.
I вар. |
Ключевые слова |
II вар. |
1 |
Эндогенные процессы |
10 |
2 |
Экзогенные процессы |
9 |
3 |
Землетрясение |
8 |
4 |
Склоновые процессы |
7 |
5 |
Карстовые формы рельефа |
6 |
6 |
Морена |
5 |
7 |
Эоловые формы рельефа |
4 |
8 |
Антропогенные формы рельефа |
3 |
9 |
Террикон |
2 |
10 |
Дурные земли |
1 |
Формы рельефа, образовавшиеся в результате действия ветра.
Процессы, источником которых является тепловая, химическая, радиоактивная энергия недр Земли.
В этих процессах проявляется непосредственное действие силы тяжести.
Обломки горных пород, отложенные или переносимые движущимся ледником.
Отвалы пустой породы, имеющие коническую форму.
Формы рельефа, созданные в результате деятельности человека.
Процессы, протекающие за счет солнечной энергии, поступающей на Землю.
Формы рельефа, созданные подземными водами.
Территория, непригодная для земледелия с густой сетью разветвленных оврагов.
Толчки и колебания с образованием смещений и трещин земной поверхности вследствие тектонических движений.
Ответы:
вариант – 7, 1, 4, 6, 9, 8, 2, 5, 10, 3.
вариант – 4, 10, 7, 5, 2, 3, 9, 6, 1, 8.
Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
В процессе фронтальной беседы по вопросам предыдущего урока учитель подводит учащихся к выводу о постоянном изменении и развитии рельефа под действием не только внутренних и внешних процессов, но и деятельности человека. В совокупности эти три группы рельефообразующих факторов формируют все многообразие форм рельефа. Однако очень часто процессы рельефооб- разования происходят стихийно, тем самым представляя большую опасность для человека.
Получение новых знаний.
Наиболее опасными стихийными явлениями, происходящими в литосфере, являются землетрясения и вулканизм. Они всегда влекут за собой не только огромные разрушения, но и большие человеческие жертвы. Так как учащиеся уже имеют представление об этом, желательно выслушать тех, кто подготовил сообщения по этому вопросу (домашнее задание урока 6). Можно использовать видеофрагменты, иллюстративный материал и дополнительные факты из различных источников.
Ключевые слова необходимо записать в тетрадь.
Землетрясение – это толчки и колебания с образованием смещений и трещин земной поверхности вследствие тектонических движений. Продолжительность землетрясения – секунды, редко до минуты. Внешние проявления землетрясения оцениваются по 12- балльной шкале. Незаметные толчки, выявляемые только приборами, – 1 балл; умеренные толчки – дребезжание стекол, раскачивание люстр – 4 – 5 баллов; сильные толчки – появление трещин в стенах -6-7 баллов; катастрофические толчки разрушают здания, раскалывают земную поверхность – 8 – 10 баллов; при землетрясениях в 11 – 12 баллов смещаются земные блоки, изменяется рельеф, разрушается все вокруг.
Всё затряслось, от кремнистых подошв до верхов многоводных…
В ужас пришёл под землёю Аид, преисподней владыка.
В ужасе с трона он вспрянул и громко вскричал, да над ним бы
Лона Земли не разверз Посейдон, потрясающий Землю,
И жилищ бы его не открыл и бессмертным и смертным…
Так почти за 3 тыс. лет до наших дней великий певец древности Гомер описал в «Илиаде» страх, наводимый землетрясением на простых смертных, героев, владык и даже самих бессмертных богов.
А вот рассказ молодой женщины о совсем недавних событиях: «…Раздался оглушительный звук, похожий на взрыв, вмиг всё задрожало и зазвенело. Гул ещё не затих, как начало раскачиваться здание… Меня бросало по коридору от одной стены к другой… вдруг провалился пол, и люди с отчаянными криками полетели в пропасть». Подобных описаний за тысячи лет накопилось множество».
(Энциклопедия для детей: Т. 4 (Геология) – с. 252.)
Вулканизм – процессы и явления, происходящие в недрах и на поверхности земной коры в связи с перемещением магмы. На поверхности Земли он проявляется в виде вулканов, извергающих лавы, газы, пепел, обломки горных пород (бомбы, лапилли), или трещин со спокойным излиянием лав.
«Ключевская Сопка – самый высокий вулкан Камчатки: 4750 м над уровнем океана. Но он не единственный на полуострове, их много.
Вулканы дымятся, а время от времени изливают лаву. Для каждого вулкана настает час, когда под раскаты подземного гула высоко в небо поднимается черный столб, освещаемый снизу, из кратера, багровым пламенем; потом начинают сверкать стрелы молний, обрушиваться на землю дождь из пепла, град раскаленных каменных бомб, и огненные реки изливаются из жерла вулкана, пенясь и шипя, источая сильный запах серы.
…Перелезая с камня на камень, мы взобрались на гребень кратера, заглянули в него. Кое-где на дне, заваленном вулканическими бомбами, курились легкие дымки: это из крохотных трещинок прорывалось дыхание недр. Мы осторожно спустились. И вот мы на дне. Надо ли говорить, что мы чувствуем себя героями. В тех местах, откуда поднимаются дымки, дно настолько горячо, что, приложив к камням руки, мы тут же отдёргиваем их…
Я села на большую круглую бомбу. Глубокую тишину нарушало только лёгкое шипение горячих струй. Вот вокруг меня камни. Мы привыкли к тому, что камни, с которыми мы встречаемся каждый день, имеют многомиллионный возраст. Камни, которые окружали меня, только что появились на свет. Это новорожденные камни. Некоторым из них, возможно, всего лишь 2-3 года. А до того времени они были не камнями, а огненным расплавом, магмой с температурой в несколько тысяч градусов. Трудно представить себе, что ещё совсем недавно дно кратера, по которому мы так смело ходим, было гигантским котлом, в котором кипела и бурлила ослепительно яркая жидкость – расплав камней».
(Карпов Г. В. и др. Хрестоматия по физической географии СССР. – С. 298 – 304.)
«Когда самолет подлетает к городу Петропавловск-Камчатский, в иллюминаторе открывается панорама снежного вулкана Авачин- ский, высота которого 2751 м. Этот вулкан находится как бы в пригороде Петропавловска, всего в 30 км от центра. Жители города видят его каждый день, и он является неотъемлемой частью городского пейзажа. Красота этого вулкана обманчива – он является одним из наиболее активных вулканов Камчатки. За последние 230 лет Авачинский извергался 16 раз. Всегда над вулканом курятся дым и пар, напоминая жителям города, что он «жив». Последнее, довольно мощное извержение Авачи наблюдалось в феврале 1945 года. Внезапно началась серия мощных взрывов, поднявших облака газов и пепла на высоту до 8 км. В этих клубящихся тучах сверкали молнии, слышался непрерывный грохот. Было такое впечатление, что с гигантского самосвала сваливают каменные глыбы. Западный ветер погнал тучу пепла на восток, в сторону Тихого океана. На суше выпал слой пепла толщиной примерно 0,5 м, который погубил растительность в полосе, затронутой пеплопадом. Если учесть, что все это сопровождалось неоднократными землетрясениями, то можно представить состояние жителей Петропавловска, наблюдавших извержение вулкана рядом с городом и ощущавших непрерывные сотрясения почвы у себя под ногами. Однако извержение прекратилось довольно быстро, и люди успокоились».
«Самая северная из огнедышащих гор Камчатки – это вулкан Шивелуч, возвышающийся на 3335 м на левом берегу реки Камчатки. Вулкан очень активный, с «буйным норовом». Ранним утром 12 ноября 1964 года он совершенно неожиданно взорвался, выбросив тучи пепла на высоту 15 км. В них непрерывно сверкали молнии, грохотал гром. Пепловая туча быстро перемещалась в сторону побережья Тихого океана и через час накрыла городок Усть- Камчатск. Далее она двинулась к Командорским островам. Пепел падал в полной темноте и столь обильно, что на каждом квадратном метре его оказалось почти 30 кг. Всего было выброшено более
км3 пепла. Извержение продолжалось около часа. После него на месте главной вершины вулкана образовался кратер глубиной 700 – 800 м и диаметром до 3 км.
Взрывная волна со скоростью 300 м/с распространилась на площади в десятки км2 и уничтожила лес. Сила взрыва была такова, что глыбы весом до 3 тыс. т летели на расстояние от 2 до 12 км. Пепел мгновенно растопил снег на склонах вулкана. Потоки грязи и камней ринулись в долину, сметая все на своем пути. Лавина горячих камней разного размера засыпала мощную реку, образовав подобие широкой взлётной полосы аэродрома. Извержение, продолжавшееся столь короткое время, наделало бы много бед, если бы произошло в другом месте; хорошо, что этот район оказался малонаселенным».
(Энциклопедия для детей: т. 4(Геология). — С. 201 – 202.)
Экзогенные процессы рельефообразования тоже часто носят стихийный характер. Особое внимание следует обратить на изучение оползней и селей.
Оползень – отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части. Оползни чаще происходят в отложениях, где водопроницаемые слои сменяются водоупорными, лежащими выше уровня воды в реках и водоемах. При насыщении водой водопроницаемого слоя блок утяжеляется и начинает двигаться по водоупорному слою, по верхней плоскости которого идет внутригрунтовый сток. При оползании в склоне образуется полукольцевая выемка (оползневый цирк), а у подножия – короткие наклоненные в сторону склона террасы. Вызываются оползни от перегрузки постройками, чрезмерного полива полей, вырубки леса и даже усиленного выпаса скота. Оползни приносят большой ущерб всякому хозяйству и сохранности земель; борьба с оползнями ведется различными путями. Это – сохранение естественной растительности вдоль бровки склонов, лесопосадки, укрепление берегов. В России оползни довольно часто происходят в Поволжье – в Саратовской области, в районе Волгограда, на берегах Дона, Цимлянского водохранилища, в долине Кубани, во многих районах Сибири.
«Нижегородская летопись первой половины XV века рассказывает о грандиозном сползании берега в районе Нижнего Новгорода. Случилось это ночью, и множество людей погибло. В летописи сказано: «…как оползла гора от места, где стоял Печерский монастырь, и вышла в Волгу, и суда, которые были под монастырем на воде, оказались на берегу». Город Васильсурск, стоявший у места
Географии России, 8 кл.
впадения реки Суры в Волгу, в результате грандиозного оползня в 1556 году был полностью уничтожен.
Оползни на правом берегу Волги наблюдаются и сейчас. Инже- неры-геологи разработали меры по укреплению берегов. Но все- таки оползни случаются. Так, в Ульяновске 29 июля 1955 года огромный оползень площадью 1 км2 опустился на 3 м и сдвинулся на
м. Были разорваны железнодорожные пути, сломан деревянный мост, перекошены и разорваны трещинами здания».
(Ермошкина А. С. Уроки географии – с. 44.)
Сель – грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интенсивного снеготаяния. Особенно опасны и разрушительны сели в резко континентальных зонах и после долгого сухого периода, когда в процессе выветривания накапливаются массы обломочного материала на склонах долин. Сель переносит от 10 до 75 % каменного материала в объеме потока. Известны случаи переноса каменных глыб более 200 т.
Сель – стихийное бедствие, разрушающее пути сообщения, населенные пункты. Поля в предгорьях покрываются щебнем, сцементированным грязью и плотностью мало уступающим цементу.
Сели возникают в горах Кавказа, Сибири, Дальнего Востока. В районах, где существует селевая опасность, организованы специальные службы по изучению и прогнозированию этих явлений. Специалисты ведут постоянные наземные и аэрокосмические наблюдения за условиями, способствующими образованию селей, составляют карты с обозначением районов селевой опасности. Результаты работы специалистов-селевиков очень важны при выборе мест для строительства дорог и мостов, линий электропередач, проведении нефте- и газопроводов, организации туризма, отдыха и лечения в горах и предгорных районах.
Для предупреждения селей осуществляется террасирование склонов, лесопосадка, сооружаются противоселевые плотины и дамбы.
«…Всё дно теснины – узкой глубокой речной долины с крутыми склонами – завалено глыбами. Между ними сочится тоненький ручеёк. И так всё дальше, дальше вверх по течению, всё ближе к нависающим громадам заоблачных вершин. И вот ручеёк иссяк. Мы в самых верховьях. Сухое русло завалено огромными обломками скал, а вокруг разбросаны вырванные с корнем и поломанные кусты. Кто здесь хозяйничал? Может быть, после хорошего дождя соберётся много воды, которая могла бы вынести отсюда каменные глыбы? Ничего подобного. Между камнями недолго бегут небольшие струи, не способные сдвинуть их даже на миллиметр. Действительно, мирные ручейки и речки здесь ни при чём. В глубоких ущельях изредка возникает явление, сила которого во много раз превосходит силу водных потоков. Своей свирепостью и коварством оно напоминает сказочного дракона, покрытого каменным панцирем. Большую часть времени это чудовище дремлет и копит силы, ожидая своего часа. Ужасно его пробуждение. С диким грохотом проносится вниз по ущелью грязекаменный поток – сель, который и несёт огромные глыбы.
Почему же вдруг небольшая речка или сухое русло превращаются в клокочущую массу жидкой грязи и камней? Причины бывают разные. Высоко в горах обвалы часто перегораживают речную долину, и тогда выше по течению начинает накапливаться вода и образуется озерцо. Плотина может оказаться непрочной и в конце концов рухнуть под напором воды. Тогда водяной вал обрушивается вниз в долину, сдирая всё с её склонов и насыщаясь по дороге грязью и камнями. Плотину на несколько часов может создать снежная лавина, сошедшая с горного гребня. Известно также много случаев, когда виновником трагедии был ледник, который выползал из долины притока и перегораживал реку. И опять тот же результат».
(Энциклопедия для детей: т. 4 (Геология). – С. 116.)
Лавина – снежный обвал в крутосклонных горах при обильном снежном покрове. Снежная масса, движущаяся с большой скоростью (20 – 30 м/с) вниз по склону горы. Предлавинная воздушная волна обладает огромной разрушительной силой, нанося удар до 60 – 100 т на 1 м2 вместе со снегом. Причины лавин – нарушение устойчивости снега из-за мощных снегопадов, дождей, снеготаяния. Наиболее часты лавины на Кавказе, в Хибинах, на Сахалине.
Для предупреждения соскальзывания лавин снежный пласт разделяют на блоки различными стенками, обстреливают из орудий; над дорогами строят железобетонные галереи и навесы.
Обвал (камнепад) – это обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести. Причина: отделение от материнской породы в результате выветривания, землетрясения, размыва поверхностными и подземными водами.
«В истории известны обвалы, приводившие к большим человеческим жертвам. Так, в 1608 году в Альпах обвалилась часть горы Монте-Конто, и в мгновение ока более 2 тысяч жителей деревни Плюр оказались погребёнными в своих домах под массой камней и грунта. Точно так же на Аппенинском полуострове под каменной лавиной исчез в VI веке городок Велейя со всеми его жителями, когда обвал произошел на склонах горы Ровинаццо. И таких примеров можно привести много. Обвалы в горах – это хоть и обычное явление, но всегда грозное, нередко приводящее к катастрофам.
Почему же возникают обвалы? Почему горные породы, слагающие, казалось бы, монолитный и прочный массив, вдруг рассыпаются, как куча камней? Многие столетия обвалы объясняли тем, что Бог карает людей за грехи, обрушивая на них горы камней. Только недавно, в XIX веке, стало понятно, какие особенности рельефа и горных пород способствуют возникновению обвалов. Во-первых, для этого необходим горный, сильно расчленённый рельеф, причем с крутыми, нередко обрывистыми склонами. Во- вторых, породы должны быть разбиты трещинами, возникшими в результате действия либо эндогенных, либо экзогенных сил. Иными словами, горный массив или его часть должны находиться в неустойчивом состоянии, при котором достаточно небольшого толчка или сотрясения, чтобы куски и глыбы породы рухнули вниз.
(Энциклопедия для детей: т. 4 (Геология). – С. 148 – 149.)
Закрепление материала.
В качестве закрепления материала можно предложить учащимся нанести на контурную карту районы, в которых стихийные природные явления в литосфере происходят наиболее часто.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 8, выучить ключевые слова, закончить работу на контурной карте, повторить тему «Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы», подготовиться к контролю знаний и умений.