Урок 10. Отрицательная роль насекомых в жизни человека.

0
418
информатика

Тема урока: Насекомые — переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных.

Цели урока: показать отрицательную роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных живот­ных; раскрыть характерные признаки двукрылых, вшей и блох; продолжить формирование умений работать с наглядными материалами (таблицами, коллекциями, рисунками учебника).

Оборудование: таблицы «Комнатная муха», «Комары», коллекции насеко­мых, диафильм «Двукрылые».

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Игра «Крестики-нолики» позволяет проверить знания учащихся по отряду Двукрылые. Класс делится на две команды (одна команда — «крестики», другая — «нолики»).

На доске поле игры; под цифрами располагаются названия блоков; с обратной стороны этих карточек располагаются вопросы для играющих. Игра начинается с центра поля. Вопрос задается всему классу. Та коман­да, которая поднимает руку и отвечает на вопрос правильно, получает право выбирать поле дальше.

Моя семья.

О Распределите представителей класса насекомых по отрядам.

Жесткокрылые (ж, о, п) 5. Перепончатокрылые (a, е, л)

Чешуекрылые (г, и, м, р) 6. Полужесткокрылые (в, к)

Двукрылые (н) 7. Равнокрылые (б)

Прямокрылые (д, з)

Названия насекомых: а) медоносная пчела; б) тля; в) водомерка; г) адмирал;

д) кузнечик; е) оса; ж) яблочный цветоед; з) медведка; и) яблонная плодожор­ка; к) клоп лесной; л) трихограмма; м) капустная белянка; н) комар; о) щел­кун; п) свекловичный долгоносик; р) непарный шелкопряд О Каких насекомых еще относят к отряду Двукрылые?

Удивительно, но факт.

О Одна комнатная муха откладывает 120 яиц, и в течение лета появляется

поколений мух, половина которых самки. За начало первой кладки примем 15 апреля и будем считать, что муха-самка за 20 суток становит­ся половозрелой и начинает сама откладывать яйца. Сколько мух наро­дится за каждое из 7 поколений? Сделайте вывод.

Дважды два четыре.

О Распределите насекомых в две группы в соответствии с типом их разви­тия. 1) жук-плавунец; 2) пчела; 3) комар; 4) комнатная муха; 5) стрекоза;

клоп; 7) бабочка-крапивница; 8) саранча.

По одежке встречают…

О Сколько ног и крыльев у домашней мухи? Отсутствие второй пары крыльев явление первичное или вторичное? Ответ поясните.

Мойдодыр.

О Муха не лишена своеобразного изящества и даже кажется на редкость оп­рятной. Она так часто и основательно чистит себе голову, крылья, ноги, что ей впору выдать справку о благонадежности. Однако некоторые чер­ты поведения делают муху опасной. Какие это черты?

Смак.

О У комара ротовые органы колюще-сосущие, у слепня — режуще-лижу- щие. Какие ротовые органы у комнатной мухи? Чем питается это насе­комое?

Ирония судьбы.

О Известно, что потомки двух комнатных мух, окажись они в благоприят­ных условиях, за один год могли бы заполнить белый свет и покрыть всю поверхность земного нара слоем толщиной 14 метров. К счастью, так не бывает. Почему? Сделайте вывод.

Вокруг света.

О Комнатная муха встречается на большой части обитаемых областей Земли, являясь, таким образом, космополитом (космополит, от греч. kosmopolites — гражданин мира). Как вы можете это объяснить?

Наши недобрые знакомые.

О О каких знакомых нам двукрылых идет речь? Почему они недобрые?

Учитель подводит итоги и выставляет оценки наиболее отличившимся.

Изучение новой темы

Учитель объявляет тему урока и знакомит учащихся с планом работы по изучению темы.

Насекомые — переносчики возбудителей болезней человека.

Мушиные секреты (из жизни комнатной мухи).

Комары. Обыкновенный комар и комар малярийный.

Насекомые — паразиты человека.

Постельный клоп

Вши и блохи

Насекомые — паразиты сельскохозяйственных животных.

Слепни и оводы.

Меры борьбы с насекомыми.

О жизни мух учащиеся знают уже немало, и поэтому учитель просит их задать ему вопросы, расширяющие знания. На основе вопросов учитель и строит свой рассказ.

Казалось бы, комнатная муха — самое обыкновенное создание, и ее хоро­шо знают все. Но постепенно выяснилось, что в ней много необычного.

Начнем с того, что комнатная муха воспринимает мир по-своему, по-му- шиному. Каждый глаз мухи состоит не менее чем из двух тысяч ячеек-фасеток. Это для того, чтобы смотреть сразу во все стороны. Такие глаза, проигрывая человеческим в остроте восприятия мира, выигрывают в быстроте возбужде­ния. Сложные глаза мухи удивительно точно засекают предметы во время по­лета. Муха, пролетая со скоростью 5 метров в секунду, хорошо обозревает предметы величиной 2,25 сантиметра. Глаза мухи оригинальны также тем, что они очень точно определяют скорость движения на основании последователь­ного перемещения предмета в поле зрения отдельных глазков сложного глаза. По их образу и подобию конструкторы создали прибор для мгновенного измерения скорости сверхзвуковых самолетов и назвали его «глазом мухи». Кроме того, мухи такими глазами видят скрытое за тучами солнце.

Зная, как быстро собираются мухи, когда на столе появляется что-нибудь съестное, какими густыми стаями они наполняют наши кухни и как являются неизвестно откуда, можно заключить, что у них хорошо развито и чувство обо­няния. И действительно, хотя усики у мухи и короткие, они снабжены перис­тыми придатками, которые увеличивают их поверхность.

Но самое интересное — хоботок! Им она может и пить, и лизать, и сосать, и скрести, и даже сплевывать, если что попадется не по вкусу. Ротовые части об­разуют хоботок в виде мягкой