Урок 10. Научно-техническая революция

0
23
информатика в школе

Цели: сформировать понятие «научно-техническая революция»; по­знакомить с чертами и частями НТР; формировать умение составлять кон­спект по тексту и лекции учителя.

Оборудование: политическая карта мира, учебники, атласы.

Тип урока: лекция с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

Ход урока

Изучение нового материала

Учитель. Мы живем в эпоху научно-технической революции, кото­рая влияет на мировое хозяйство и жизнь каждого человека. При изуче­нии этой темы мы ознакомимся с чертами и частями НТР.

Вопрос. Что же такое НТР? Определение НТР мы можем прочитать в тексте нас. 91.

Вопрос: Дайте краткое определение НТР без помощи учебника.

Учащиеся могут дать следующее определение: НТР — это коренной переворот в производительных силах человечества, основанный на пре­вращении науки в производительную силу общества.

Учитель. В чем отличие понятий НРТ и научно-технический про­гресс? (Научно-технический прогресс это постепенное поступательное раз­витие производительных сил, который является эволюционным развитием общества. На его фоне НТР — период быстрых и глубоких изменений.)

Современная НТР имеет 4 отличительных черты:

Универсальность, всеохватность.

Задание: Прочитайте текст учебника на с. 91, пункт 2 и приведите примеры универсальности и всеохватности НТР. {НТРпроявляется в ис­пользовании компьютеров в промышленности, быту, образовании, науке и т.д. НТР проявляется во всех странах мира: развитых и развивающихся. НТР проявляется и в использовании космических кораблей, атомных стан­ций, лазера и др.)

Вопрос. Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за после­дние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?

Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.

Задание: Приведите пример. (Резкое сокращение времени от изобрете­ния, научного открытия до внедрения его в производство, а также в быст­ром моральном старении техники, технологии.)

Задание: Найдите пример в дополнительном тексте, который бы подтверждал эту черту НТР (с. 103). (Первые телепередачи с Олимпийских игр были организованы в 1956 году, когда эти игры проходили в Мельбурне. Их смотрели только жители Австралии. Олимпиаду 1960года в Риме смот­рели жители нескольких соседних стран, олимпиады в Москве в 1980 году, в Лос-Анджелесе в 1984 году и в Сеуле в 1988 г — около 2 млрд человек, Олимпиаду в Барселоне в 1992 году — около 3 млрд человек, а зимнюю Олимпиаду в Нагано и первенство мира по футболу во Франции в 1998 году — более 3 млрд человек.)

НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов.

В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, уве­личилась доля работников умственного труда. Это касается вас. Закон­чив вуз, вы легче найдете интересную и высокооплачиваемую работу.

Современная НТР зародилась во время 2-ой мировой войны, как военно-техническая революция. Говорят, что о начале НТР возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году, после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. В период «холодной войны» научные достижения использовались в воен­ных целях.

Части НТР

НТР состоит из 4 частей, взаимодействующих друг с другом:

Наука.

Техника и технология

Производство

Управление.

Учитель. Расшифруем части НТР используя текст учебника на с. 91 – 87. Используя текст учебника на с. 91 (3), приведите примеры проявле­ния НТР в науке.

В настоящее время научной работой занято столько ученых на пла­нете, сколько их было за все время развития общества на Земле, то есть в эпоху НТР резко увеличилось число ученых.

Увеличились расходы на науку, особенно в развитых странах, кото­рые выделяют на науку 2-3% ВВП страны.

Возникли города науки – технополисы.

Производство становится все более наукоемким, быстро развивают­ся наукоемкие, новейшие отрасли.

НТР в технике и технологии

Задание: Используя текст учебника (на с. 84-85), ответьте на вопросы (вопросы записаны на доске или на листах-программах):

Каковы функции техники и технологии в эпоху НТР? (Наряду с главной функцией техники и технологии в эпоху> НТР добавились ресурсос­берегающая и природоохранная функции.)

Назовите два главных пути развития техники и технологии. (Эволю­ционный и революционный пути развития.)

Приведите примеры эволюционного пути развития техники и тех­нологии. (Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века — автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда. В начале 50-х годов танкер вмещал 50 тыс. тонн нефти, в 70-х гг. появились супер­танкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн.)

В чем заключается революционный путь развития техники и техно­логии? (Революционный путь заключается в переходе к принципиально но­вой технике и технологии. XX век называют веком электронной техники. «Вторую волну» НТР, которая проявилась в 70 гг., называют микроэлект­ронной революцией.)

Приведите примеры проявления НТР в технологии. (Вмашиностро- ении переход от механических способов обработки металла к немеханичес­ким — электрохимическим, плазменным, ультразвуковым и т.д. В метал­лургии — внедоменный процесс плавки стали, непрерывная разливка ста­ли. В связи — стекловолоконная связь, телефаксы, телексы, электронная связь, сотовая связь).

НТР в производстве

Задание: Укажите 6 направлений развития производства в эпоху НТР. Обратитесь к тексту на с. 95-96.

Электронизация (производство и использование ЭВМ.)

Комплексная автоматизация (заводы-авгоматы).

Перестройка энергетического хозяйства (атомная энергетика).

Производство новых материалов (полупроводники, керамопласти- ка, металлопластика, оптическое волокно, «металлы XX века» — титан, бериллий, литий).

Ускоренное развитие биотехнологии (получение клонов).

Космизация (использование космоса для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума).


НТР в управлении

Существование единой информационной сферы — Интернет.

Наука управления — кибернетика.

Востребованность работников новых профессий — программис­тов, операторов.

Геоинформатика — новое направление географии.

АСУ — автоматические системы управления.

Задание. Используя дополнительный текст учебника, определите, к каким чертам и частям НТР относятся приведенные факты?

Домашнее задание

Тема№ 4, часть 1.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь