Цели: ознакомить учащихся с учебным предметом «Изобразительное искусство» и учебником; пробуждать интерес к изобразительному творчеству.
Оборудование: работы детей, выполненные в различной технике (гуашь, мелки, карандаши); альбом; любой материал для рисования; учебник «Искусство и ты» для 1 класса; музыкальное сопровождение (запись песни «Улыбайся, солнышко», сл. В. Кузнецова, муз. С. Стемпневского).
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит песня «Улыбайся, солнышко» на слова школьника Володи Кузнецова, музыку С. Стемпневского.
Я очень люблю рисовать
Деревья, и птиц, и зверят.
Мне нравится думать, мечтать
О будущей жизни ребят.
Улыбайся, солнышко,
Нам почаще.
Улыбайся, солнышко,
Нам на счастье.
Под музыку дети входят в класс. На доске развешены детские работы.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Ребята, вы уже освоились в школе, у вас прошли первые уроки. Сегодня вы познакомитесь с новым школьным предметом. Посмотрите на оформление кабинета.
– Может, кто-то из вас уже догадался, как называется этот предмет? Это «Изобразительное искусство».
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства?
– Послушайте еще раз первый куплет песни, под которую вы вошли в класс. О чем поет мальчик? (Он очень любит рисовать.)
– Тема нашего первого урока созвучна со словами песенки: «Все дети любят рисовать».
III. Введение в тему урока.
Вступительная беседа.
– А вы любите рисовать?
– Посмотрите, сколько детских рисунков на доске!
– Как вы думаете, дети, нарисовавшие их, любят рисовать?
– У вас есть свои рисунки?
– Что вы любите рисовать?
– На уроках изобразительного искусства мы с вами будем рисовать, лепить, делать аппликации, учиться изображать все то интересное, что сможем увидеть вокруг, придумать, нафантазировать.
– У вас будут помощники: это учебник и различные принадлежности для уроков рисования.
IV. Знакомство с учебником.
– Давайте познакомимся с учебником.
– Откройте учебник. Что вы видите на 3-й странице?
– Чем заняты дети? (Дети рисуют.)
– Да, это их коллективная работа. Посмотрите, как дружно они работают. Все довольны, у всех хорошее настроение.
– Я прочитаю обращение авторов учебника к вам, ученикам.
– Переверните страницу учебника. На этих страницах напечатано содержание. Познакомьтесь с темами, над которыми мы с вами будем работать.
– Что нарисовано на следующей странице? (Портрет.)
– Обратите внимание: девочка широко открытыми глазами пытливо всматривается вокруг.
– Прочитайте название раздела. («Ты учишься изображать».)
– Как вы понимаете предложение: «Изображая мир, люди учатся его понимать»?
– Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы.
– Давайте рассмотрим рисунки детей на с. 8–9.
– Что на них изображено? Что больше всего привлекло внимание юных художников?
– Чем рисовали дети?
– Какие цветы они использовали?
– Посмотрите, какие яркие рисунки. Ребята рисовали все то, что нас окружает: природа, птицы, животные, люди.
– У вас есть любимые рисунки, похожие на эти?
– Отгадайте загадку:
Гадай, гадай, угадывай,
Загадочку разгадывай:
Был у нашей мамы
Золотой клубочек,
Мать его бросала.
Целый день катился
Он над облаками,
Целый день катился
Он по небосводу.
А под вечер падал
Посредине моря –
Голубое море
Золотом сверкало.
– Что это, кто догадался?
Отгадка:
Посидел, подумал,
Отгадал сыночек:
– Знаю, знаю, солнце –
Золотой клубочек!
Ян Райнис
– Конечно же, это солнце.
Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.
Солнце глянуло в кроватку, (Руки на поясе,
Раз, два, три, четыре, пять. наклоны в сторону.)
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать. (Выполнение приседаний.)
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять. (Руки в стороны.)
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать. (Прыжки на месте.)
На носок, потом на пятку – (Поочередно левую и правую
Все мы делаем зарядку. ногу ставят на носок и на пятку.)
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Предлагаю вам нарисовать рисунок по желанию, а может быть, кто-то из вас захочет нарисовать солнце.
Заранее смочите акварельные краски водой при помощи кисточки.
– Отгадайте загадку:
Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается.
А улыбки-лучи
Очень горячи.
– Что это? (Солнышко.)
– Каким вы представляете солнышко? Как об этом говорилось в загадке? (Золотой клубочек, яблочко.)
– Есть ли солнце в рисунках детей, которые вы рассматривали? Каким увидели и нарисовали его дети?
– Нарисуйте большое радостное солнце на весь лист бумаги.
– Аккуратно разложите на столе все, что вам понадобится для работы: акварельные краски, которые вы заранее смочили водой, баночку с водой, кисточку, сухую тряпочку, альбом. Тряпочка нужна для вытирания кисточки.
Учащиеся самостоятельно рисуют солнце (или рисунок по замыслу).
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
– Полюбуйтесь, какие разные солнышки у вас получились».
– Найдите среди рисунков самое веселое солнышко.
– Чье солнышко вам больше всего понравилось?
2. Обобщение материала, изученного на уроке.
– О каком новом школьном предмете вы узнали сегодня?
– Чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства?
– Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке.
3. Уборка рабочего места.