Урок 1. Введение. Политическая карта мира

0
470
школьница

Цели: ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками ин­формации, с особенностью учебника; сформировать представление о раз­нообразии современного мира, дать знания о классификации стран, по­казать место России в мире; развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, учеб­ник В.П. Максаковского «География» 10 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Учитель: В этом году мы ознакомимся с особенностью развития и раз­мещения населения и хозяйства в мире и в отдельных странах. Рассмот­рим вопросы международных отношений, взаимодействия общества и природы. Изучение курса географии зарубежных стран позволит не толь­ко расширить ваш кругозор, но и лучше понять особенность современ­ного этапа мирового развития.

Экономическая и социальная география мира — это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества. В экономическую географию включаются эле­менты географии, экономики, и социологии. Эта наука использует раз­ные методы исследования: географические, социологические, экономи­ческие. Современная география принимает участие в решении многих важнейших вопросов глобального характера: экологических, социальных, демографических. Угрожает ли миру перенаселение? Как вести борьбу со стихийными явлениями? Как сохранить планету от загрязнения? Хва­тит ли населению Земли ресурсов? Как более рационально использовать ресурсы планеты?

В экономической географии появились новые направления исследо­ваний: география населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сферы услуг, медицинская география, геоэкология и др.

Большой вклад в географию зарубежных стран внесли наши ученые — Николай Николаевич Баранский и Иван Александрович Витвер.

Ознакомление с учебником

Учебник, по которому мы будем работать в этом году, имеет ряд особенностей. Он состоит из трёх частей. (Учащиеся открывают учеб­ники на с. 3.)

часть – Общая характеристика мира. В этой части мы ознакомимся с политической картой мира, с особенностью населения различных стран мира, с размещением природных ресурсов на территории этих стран, с особенностями современного этапа развития хозяйства.

часть — Региональная характеристика мира. Здесь мы более под­робно изучим некоторые страны.

часть — Глобальные проблемы человечества. Это наиболее актуаль­ные проблемы, решение, которых возможно только усилиями мирового сообщества. Эта часть имеет цель обобщить знания курса.

О знакомимся более подробно со структурой каждой темы. Откройте с. 8.

Каждая тема начинается с плана-схемы — логического конспекта со­держания темы. Далее следует основной текст — это основное научное содержание темы. Текст разделен на параграфы и подпараграфы. Основ­ные понятия темы выделены особым шрифтом. Многие термины объяс­нены в сносках. Например, на с. 9 найдите новый термин и его объясне­ние. Учащиеся находят термин «суверенные государства» и читают его объяснение на этой же странице в сноске: суверенное государство — по­литически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

В тексте имеются блоки карт, схем, таблиц, графиков и фотоиллюст­раций. Это дополнение к основному тексту. Пример: на с. 15вблоке 1 вы увидите фотоиллюпраиии, а на с. 27 в блоке 2 столбчатые диаграммы и статистическую таблицу. В каждой теме имеется дополнительный мате­риал, в котором собраны интересные сведения. Его вы можете прочитать дома. Это информация для любознательных. На возможность использо­вания дополнительного текста указывают квадратные скобки с порядко­вой нумерацией, которые вы встретите в основном тексте.

Например, на с. 9, в правом столбике квадратная скобка 1. Открыва­ем с. 19 и находим текст с соответствующей цифрой, читаем «После пер­вой мировой войны колонии и полуколонии занимали 72% всей терри­тории земной суши, и в них жило 70% населения Земли. Великобрита­ния имела 70 колоний, находившихся во всех частях света. По площади они превышали метрополию в 170, а по населению почти в 9 раз. В конце же 90-х гг., по данным ООН, доля всех несамоуправляющихся террито­рий в площади и населении мира составляет примерно 0,2%».

После дополнительного текста идет «книжная полка», где автор учеб­ника рекомендует книги, которые можно использовать для подготовки сообщения, реферата, для углубления ваших знаний и для развития на­выков самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Часть знаний вы сможете добыть самостоятельно по блоку «добыва­ния знаний и умений». Откройте с. 22. Обратите внимание, что задания в блоке разного характера и разной сложности. Рядовые задания являются главным средством добывания знаний, и большая часть их будет нами выполнена. Это задания № 1,2, 4. Дополнительные «усложненные» за­дания требуют больших усилий, глубокого анализа (задание № 4 услож­ненное). Автор предаагает и задания для удовольствия, которые выпол­няются по желанию.

Наиболее сложные задания третьего уровня самостоятельности — твор­ческие задания – могут оказаться не всем под силу. Они будут выпол­няться только по вашему желанию. Кроме того, существуют обязатель­ные «итоговые» задания, которые завершают тему и позволяют система­тизировать знания по теме.


Для самостоятельной работы по теме предназначены вопросы блока «самоконтроля и взаимного контроля». Вопросы имеют рубрики: «Как вы объясните?», «Как вы думаете?», «Знаете ли вы?», «Можете ли вы?». Вопросы рубрики «Как вы думаете?» более сложные, требуют раздумья и не имеют конкретных ответов в тексте учебника.

На форзаце учебника расположены «визитные карточки» стран — это краткая информация о них (флаг, площадь, численность населения, сто­лица, форма правления, форма территориального устройства).

Изучение нового материала

Слово учителя:

Сегодня мы приступим к изучению первой темы «Современная по­литическая карта мира». И ознакомимся с многообразием стран совре­менного мира.

Какую информацию несет политическая карта мира? (Окраской по­казаны разные страны, пунктиром показаны границы между странами, пунсонами — столицы стран.)

Политическая карта мира постоянно меняется. Формирование поли­тической карты мира — процесс длительный. Он отражает ход развития человеческого общества. Выделяют 5 этапов.

й этап – древний (до 5 в. н.э.) – возникновение и крушение первых государств. В этот период формировались, развивались и распадались мно­гие государства. Наиболее известные из них: Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным средством изменений на поли­тической карте мира являлись войны.

й этап — средневековый (5-16 вв.) – возникновение крупных фео­дальных государств в Европе и Азии. Складывался внутренний и вне­шний рынок. В этот период существовали такие государства, как Свя­щенная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Ис­пания, Византия, Делийский султанат и др. Крупные изменения на политической карте мира того времени проявились в эпоху Великих гео­графических открытий. В 20-х годах XX века Португалия захватила тер­ритории на африканском континенте: Азорские острова, Мадейра, Не­вольничий Берег. Была открыта новая часть света — Америка, и началась испанская колонизация Америки. (Вспомните, кто открыл Америку?) Васко да Гама открыл новый морской путь в Индию вокруг Африки. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание (1519-22 гг.). По Тордесильясскому договору весь мир был поделен между сильней­шими в ту пору государствами — Испанией и Португалией.

й этап — новый (XVI-XIX вв.) — эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями, оказывающими влияние рта весь мир. С разви­тием мануфактурного производства Испанию и Португалию потеснили Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Это было время крупных ко­лониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии и Афри­ке. К началу XX века раздел мира оказался завершенным. Возможен был лишь его насильственный передел.

й этап — новейший — формирование политической карты мира связано с 1-ой и 2-ой мировыми войнами (1-я половина ХХ-го века), а


также с образованием социалистических государств и распадом колони­альной системы. Изменились границы многих государств. Одни страны увеличили свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а другие госу­дарства потеряли часть территории. Например, Германия, проиграв вой­ну, потеряла часть территории — Эльзас и Лотарингию, все свои коло­нии в Африке и Океании. Распалась крупная Австро-Венгрия, и обра­зовались новые независимые государства: Венгрия, Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошел раздел Османской империи.

ый этап — современный. После второй мировой войны на месте быв­шей Германии образовались два государства — ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, в Азии и Ла­тинской Америке (Куба). Пятый этап включает в себя возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии (в 40-50-е годы XX в.), образование независимых государств в Африке (60-70-е годы), крушение социалистической системы, измене­ния на карте Европы и Азии (80-90-е годы). В XX веке увеличилось число стран: во-первых, по итогам первой и второй мировой войны; во- вторых, в результате распада колониальной системы независимости до­бились 102 страны; в-третьих, в начале 90-х гг. после распада СССР (15 республик), Югославии, Чехословакии. В 90-х годах XX века произош­ли качественные изменения на политической карте мира. После распада СССР большинство республик объединились в СНГ (в Содружество Не­зависимых Государств не вошли только страны Балтии). Объединились два немецких государства ГДР и ФРГ. Чехословакия распалась на два независимых государства Чехию и Словакию. Провозгласили независи­мость Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черно­гория, Хорватия. Прекратили свою деятельность Организация Варшавс­кого Договора и СЭВ.

Добились независимости Намибия, Эритрея, Республика Маршал­ловых островов. Колоний осталось очень мало, в основном это острова в Тихом океане. Спорными остаются территории Гибралтара, Фолклендс­ких островов. На право их владением претендуют два государства или более.

Если в 1900 году в мире насчитывалось 57 суверенных государств, то к 2000 году’ их стало уже 193.

Задание’. Прочитайте текст на с. 9. Какие государства считаются суве­ренными? (Суверенные государства или политически независимые госу­дарства.) Остальные государства — колонии, несамоуправляющиеся тер­ритории.

Страны мира группируют по разным признакам: по площади (стра- ны-гиганты и страны-карлики или мини-государства); по численности населения; по географическому положению (приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги).

Задание: Выполните задание № 1 в блоке добывания знаний и уме­ний.

На основе политической карты мира в атласе и «визитной карточки» стран на форзаце учебника выпишите в тетрадь:


7 самых больших по площади стран мира, 5 микрогосударств.

10 стран с численностью населения более 100 млн человек.

3.5 полуостровных, 5 островных, 5 стран-архипелагов.

4. 10 сухопутных стран.

По политической карте и визитной карточке учащиеся делают запись в тетрадь:

Крупнейшие государства: 1. Россия; 2. Канада; 3. Китай; 4. США;

Бразилия; 6. Австралия; 7. Индия.

Микрогосударства: Монако, Сан-Марино, Ватикан, Андорра, Лих­тенштейн.

Страны с численностью населения более 100 млн человек:

Китай — 1300 млн человек;

Индия — 1010 млн человек;

США — 280 млн человек;

Индонезия – 215 млн человек;

Бразилия — 170 млн человек;

Пакистан — 160 млн человек;

Россия — 146 млн человек;

Нигерия – 135 млн человек;

Бангладеш – 127 млн человек;

Япония — 126 млн человек.

Островные государства: Шри-Ланка, Исландия, Ирландия, Мада­гаскар, Куба и др.

Полуостровные: Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия, Тур­ция, Корея и др.

Страны-архипелаги: Япония, Индонезия, Филиппины, Фиджи, Туа- моту и др.

Сухопутные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Ав­стрия, Монголия, Венгрия, Афганистан, Бутан, Лесото, ЦАР, Чад и др.

Учащиеся могут работать в парах, в группах или индивидуально.

Учитель: Страны отличаются и по качественным характеристикам — по уровню экономического развития, степени включенности в мировую экономику и др.

Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Двучленная типология предусматривает деление стран на развитые и развивающиеся. В основу такого деления положен уровень валового внутреннего продукта. Что такое ВВП? Найдите ответ на с. 10 в сноске. (.Валовой внутренний продукт — показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США.) Граница между развитыми и разви­вающимися странами проходит по рубежу в 6000 долларов на душу на­селения.

По этому признаку в группу развитых стран переведены: Республика Корея, Сингапур и Тайвань. В 1995 году у России ВВП составлял 2460 долларов. Россия формально не дотягивает до уровня развитых стран.

Какой показатель применяет ООН для определения уровня социаль­но-экономического развития страны? Прочитайте текст (мелкий шрифт) нас.11.

Что такое ИЧР? Индекс человеческого развития учитывает не только уровень душевых доходов, но и уровень образованности, среднюю про­должительность жизни, экологическую безопасность, уровень преступно­сти. По такому критерию самыми развитыми странами являются Канада, США, Япония, Швеция, Швейцария, Норвегия, Франция (ИЧРболее 0,8).

Самый низкий уровень ВВП в странах Африки — Сомали, Сьерра- Леоне и Нигер (ИЧР менее 0,5). Россия занимает 67 место (между Сури­намом и Бразилией.)<

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь