Урок 1 РИСОВАНИЕ ПО ПАМЯТИ И ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ. «ПРОЩАЕМСЯ С ТЕПЛЫМ ЛЕТОМ» (карандаш, акварель)

0
669
информатика

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться красотой летней природы, русского леса.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции – Ф. А. Васильев «Перед дождем», И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору»; образец педагогического рисунка «Прощаемся с теплым летом» (карандаш, акварель).

Литературный ряд: стихотворение Юрия Щербакова «Два жука».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

Учитель. Ребята, вспомните, как надо готовить к работе краски.
(Ответы детей.)

Верно, надо в каждый из цветов красок капнуть по нескольку капель воды.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Общая тема первой четверти посвящена осени. К нам снова осень пришла, и, значит, все задания и темы рисунков четверти должны соответствовать общей теме, отражать признаки осенней природы, труд людей осенью. А тема сегодняшнего урока – «Прощаемся с теплым летом».

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Закончилось лето, и у вас о нем, наверное, осталось много впечатлений. Лето – пора отдыха школьников. Дышится легко – воздух прогрет и настоен на запахе трав, листвы. Высохли низины, поймы лугов, леса. Пройдет дождь – стряхнет пыль, умоет зелень, и снова засияет солнце. А небо такое синее, что в него хочется окунуться, как в море.

 Где вы провели лето? (Ответы детей.)

Славно летом в деревне! Выйдешь в поле – и высокая трава, точно морские волны, мягко обвивает твое тело. Голова кружится от хоровода дразнящих терпких запахов земли, медового сока цветов и горького травяного аромата.

 Где вы отдыхали?

Хорошо ребятам на даче, целый день на воздухе. Дел много, некогда скучать. Много, много интересного на даче.

 А кто из вас научился плавать?

 Многие, наверное, гуляли по лесу?

С радушием встречает тебя лес. Он укроет тебя от зноя тенью своей листвы. Лучи солнца тонут в узорчатой занавеси из его изумрудных веток… А … (фамилия, имя ученика) был в детском оздоровительном лагере. Расскажи о том, как ты в нем отдыхал. (Ученик рассказывает.)

Вы, наверное, познакомились с новыми людьми и у вас появились друзья. Расскажите о товарищах, с которыми вместе ходили в лес, на речку, пели песни, принимали участие в уборке урожая. (Рассказы детей.)

IV. Вводная беседа.

Учитель задает классу вопросы; выслушав ответы детей, обобщает.

 Расскажите о своих наблюдениях за летней природой. Что вам больше всего нравится в летней природе: красота ярких цветов в поле или ослепительное солнце?

 Я люблю теплый нежный летний дождь и хрустально чистый блеск утренней росы. Что нравится в летней красоте вам?

 А кто из вас вспоминал школу, товарищей и с нетерпением ждал осени, начала учебного года?

 А кто из вас рисовал летом?

Можно выразительно и правдиво, жизненно, передать красоту летней природы в изобразительном искусстве.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Перед вами репродукция картины Ф. А. Васильева. Эта картина замечательного, исключительно одаренного художника Федора Александровича Васильева (1850–1873) названа «Перед дождем». Она овеяна тонким чувством лиризма, любовью к природе.

 Какое время года изображено в этой работе?

 По каким признакам это можно определить?

А это репродукция картины другого русского художника – И. И. Шишкина.

 Как бы вы назвали эту картину?

Картина называется «Утро в сосновом бору». Эта работа, как и остальные произведения великого художника Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898), посвящена утверждению великой мощи и неповторимой прелести русской природы.

 Вам понравились эти картины?

 Чем они вам конкретно понравились?

 Какие чувства вызывают картины знаменитых русских пейзажистов?

 Какая окраска характерна для летней природы в солнечный день?

 А какие цвета присутствуют в серый день, перед дождем или вечером?

Реальная природа всегда была источником вдохновения для художников. Та природа, которая окружает нас, воплощается мастерами в произведениях искусства.

VI. Работа над новым материалом.

Учитель. Живой природой называют всех животных, птиц и насекомых, которые живут в лесах, полях.

Послушайте стихотворение:

ДВА ЖУКА

По степной дороге

Как-то раз весной

Два жука

Катили

Шарик земляной.

Вместе упирались,

Поровну старались,

Ехала подвода –

Оба испугались.

Оба испугались,

И один удрал.

А другой остался,

Шарик удержал.

Укатил с дороги –

Шарик уберег

От колес тележных

И от конских ног.

И стоит в раздумье

Под травинкой жук:

Где ж ты, мой товарищ?

Разве ты мне друг?

Юрий Щербаков

 Вспомните форму жуков и кузнечиков. На какую геометрическую фигуру похожи божья коровка, шмель? (Ответы детей.)

Чтобы рисунок того или иного насекомого можно было узнать, необходимо правильно передавать их очертания и пропорции. Для передачи пропорций используется замечательная линия – линия симметрии. Эта линия помогает нарисовать насекомое так, чтобы правая и левая части были похожими, одинаковыми.

Посмотрите, какая красивая не только форма, но и цветовая окраска крылышек у стрекоз, жуков и шмелей.

 А какая цветовая окраска бывает у насекомых? (Ответы детей.)

Часто художники изображают насекомых более красивыми, чем в настоящей жизни.

Вы тоже можете пофантазировать и изобразить «своего» жука, стрекозу, шмеля более декоративно и ярко.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок стрекозы (см. Приложение 1):

1. Сначала я расположу лист по горизонтали и намечу линию, которая поможет сделать рисунок более правильным, одинаковым и с левой и с правой сторон.

 Как называется эта линия?

Верно, это – линия симметрии. Я нарисую ее вертикальной. Теперь на линии симметрии отмечу высоту стрекозы горизонтальными линиями. От линии симметрии, в верхней части, в каждую сторону отложу одинаковые расстояния. Разделю линию симметрии пополам.

2. Через середину линии симметрии проведу горизонтальную линию чуть меньшей длины, чем верхняя горизонтальная линия. Соединю концы этих горизонтальных линий – в этом многоугольнике после прорисую крылья. Основные пропорции я уже наметила. Верхнюю половину линии симметрии разделю пополам. С этой точкой соединю верхние углы многоугольника, получились очертания крыльев стрекозы.

3. Среднюю часть линии симметрии разделю пополам – на голову и туловище. И та, и другая часть представляют собой овалы. Нарисую их. Намечу разделение крыльев стрекозы на верхние и нижние. Для этого проведу горизонтальную линию между головой и туловищем. Выполню закругления каждого из четырех крыльев. На голове нарисую два круга – это глаза стрекозы. От туловища до конца осевой линии располагается хвост стрекозы. Выполню его сначала в виде вытянутого треугольника, а потом закруглю края в верхней части.

4. Теперь выполню стрекозу в цвете. Для этого нарисую на глазах блики, которые не буду закрашивать. Блики – это самая освещенная поверхность, куда солнечные лучи попадают лучше всего. А остальную часть глаз закрашу голубым цветом. Туловище и хвост стрекозы выполню зеленым цветом. На крыльях бабочки выполню прожилки – волнистые линии. А сами крылья чуть зарисую голубым цветом. Главное при выполнении крыльев – передача прозрачности. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок насекомого, которое вам нравится. Это может быть жук или шмель, стрекоза. Постарайтесь передать не только внешнее сходство, но и ваше отношение к насекомому. (См. Приложения 2, 3.)

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. А сейчас перед вами ребята продемонстрируют лучшие работы. Эти работы отличаются декоративностью и оригинальностью.

2. Обобщение изученного материала.

Учитель подводит итоги изученного и выполненного на уроке.

 С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?

 Кто запомнил названия картин Ивана Шишкина и Федора Васильева?

 Какая линия сегодня помогала нам выполнить насекомых более правдоподобно?