Урок 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

0
778
информатика

Урок 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Задачи: познакомить учащихся с особенностями курса гео­графии России и его структурой, объектами изучения, методами географических исследований; показать роль географических зна­ний в решении социально-экономических и экологических проблем страны; познакомить учащихся с различными источниками геогра­фических знаний.

Ход урока

Вводная беседа.

Первому уроку отводится особая роль, ведь именно на нём пре­доставляется возможность заинтересовать школьников, показать важность курса географии России. Перед учителями стоит трудная задача – показать великое прошлое и великое будущее России, научить гордиться своей Родиной. Поэтому урок можно начать с поэтических образов. Они оказывают благотворное влияние на ду­шу и чувства учащихся, заново открывают им красоту, неповтори­мость родной природы. Знакомство с ними позволяет рассматри­вать обучение в эмоциональном и интеллектуальном единстве.

Как велика моя страна,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы…

Раскинулась моя страна От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час Встаёт, встречая солнце.

(Н. Забила.)

Учитель. Сегодня мы начинаем новый курс – курс географии России, географии нашей Родины. Родина! Особенно звучит это слово, полное глубокого смысла. Обширна и многообразна наша страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие простран­ства её. Обширны леса. Высоки горы, в снеговых вершинах кото-

рых отражается свет яркого солнца. Широки знойные степи. Глу­хая сибирская тайга раскинулась океаном. Многолюдны и много­численны города, разбросанные по стране. На многих языках гово­рят люди, населяющие нашу Родину. Россия – это и тропинка с бродом через ручей, и одна шестая суши на мировой карте. Это и столица наша – Москва, и небольшое село. Это наша история. Рос­сия – это ты и я с нашими радостями и заботами, проблемами и любовью. Понятие «родина» для каждого человека своё.

Задание: напишите несколько слов и словосочетаний, кото­рые, на ваш взгляд, характеризуют сегодняшнюю Россию.

На работу следует отвести 2-3 минуты, а начало следующего урока посвятить обзору детских ответов.

Учитель. Итак, что такое Россия?

Высказывания учащихся.

Далее учитель приводит отрывок из воспоминаний Астольфа де Кюстина, который посетил Россию в 1839 году по приглашению Николая I, отмечая при этом, что иностранцы природы России не могут понимать.

«Что за страна? Бесконечная, плоская, как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болота, изредка перемежающиеся ржаными полями… на горизонте – низкорослые жалкие рощи…

По этой стране без пейзажей текут реки огромные, но лишен­ные намёка на колорит. Они катят свои свинцовые воды в песча­ных берегах, поросших мшистым перелеском. От рек веет тоской, как от неба, которое отражается в их тусклой глади. Зима и смерть, чудится вам, бессменно парят над этой страной. Северное солнце и климат придают могильный оттенок всему окружающему. Спустя несколько недель ужас закрадывается в сердце путешественника. Уж не похоронен ли он заживо, мерещится ему, и он хочет разо­рвать окутавший его саван, бежать без оглядки из этого сплошного кладбища, которому не видно ни конца, ни края».

Целесообразным будет сравнение со словами нашего соотече­ственника А. И. Ильина, отражающими диаметрально противопо­ложное восприятие природы России.

«Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходя­щих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в лёгкий, далёкий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и лёгкость, каких нет у других народов».

Получение новых знаний.

С целью формирования у школьников знаний о главном предмете изучения физической географии учитель поясняет, что отдельные компоненты природы изучают самостоятельные геогра­фические науки, например: горные породы, строение и развитие земной коры изучает геология; рельеф Земли – геоморфология; ти­пы климатов земного шара – климатология и т. д. Современная фи­зическая география не только несет знания, добытые этими наука­ми о компонентах природы, но она имеет и свой предмет изучения – географическую оболочку и её составные части – природно­территориальные комплексы. Физикогеографы занимаются ком­плексным изучением природной среды, ведут учёт и дают хозяйст­венную оценку природным богатствам с целью их полного и ра­зумного использования. Учёные стремятся ко всё более глубокому и точному познанию природных связей между компонентами при­родных комплексов, их взаимодействия и влияния друг на друга.

Объяснение роли географии в решении экономических, соци­альных и экологических проблем страны происходит в процессе диалога учителя с классом.

«Сколько происходит пользы от географии человеческому ро­ду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может…» – писал М. В. Ломоносов.

Необходимо познакомить с основными проблемами и задачами, решения которых прочно опираются на географическую базу (обо­стрение проблем ресурсообеспеченности, охрана и преобразование природы; борьба со стихийными природными явлениями, их про­гноз; развитие индустрии отдыха и туризма; медицинская геогра­фия).

Затем учитель кратко характеризует методы географических исследований. Учащиеся фиксируют основные положения в тетра­ди.

Тр адиционные методы:

статистический,

картографический,

исторический

Новые методы:

космический – изучение поверхности Земли по космическим снимкам,

диахронический – изучение истории географического объек­та с момента его образования до настоящего времени,

метод моделирования – искусственное создание объектов с целью их изучения в различных условиях,

исследовательский эксперимент – создание искусственных условий и их изучение,

географический прогноз – предвидение будущего состояния геосистем.

Следующий этап урока – знакомство учащихся со структу­рой курса физической географии России. Учитель говорит также о главных требованиях к знаниям и умениям учащихся.

Оставшееся время на уроке следует посвятить различным ис­точникам географических знаний.

Учитель. Ваши успехи при изучении природы России во мно­гом будут зависеть от того, как вы умеете работать с различными источниками географической информации.

Задание: назовите источники, которые были использованы на уроке.

Демонстрация различных источников географических знаний: учебник, настенные карты, карты атласа, энциклопедии, словари, справочники, космические снимки, видеофильмы, журналы «Гео» и «Вокруг света», художественная литература на географическую тематику, туристические схемы, картины природы и т. д.

Для закрепления приёмов работы с ними учитель даёт не­сколько заданий и вопросов:

Рассмотрите физическую карту России и топографическую карту. Как подробность изображаемой территории зависит от мас­штаба карты?

Для каких целей используют мелкомасштабные карты? То­пографические карты? Туристические схемы?

Большую часть информации, заключенной в справочниках, можно получить из карт. Почему же создаются справочники? До­кажите, что карты и справочники дополняют друг друга как источ­ники информации.

Задание 1, 3 на с. 2 – 4 в рабочей тетради.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: с. 3 – 6; закончить задания 1, 3 в рабочей тетради; подобрать дополнительный материал по теме «Освоение и изучение территории России».