Вид занятий: рисование по памяти и представлению.
Цели и задачи: знакомство с анималистическим жанром; дать представление о выражении художником-анималистом характера зверя через форму тела, движение, об усилении характерного для большей выразительности; развитие творческих способностей, наблюдательности, внимания к природе, желания беречь и заботиться о ней, ее представителях; графических навыков, мелкой моторики рук; укрепление межпредметных связей (чтение, биология, география); воспитание художественной культуры.
Оборудование урока: для учеников – гуашь (2-3 цвета или один цвет), игрушки и сувениры, изображающие животных, иллюстрации книг.
Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к «Маугли» и другим книгам; иллюстрации по теме, фотографии животных, репродукции работ художников-анималистов: Е. Чарушин, Ю. Васнецов, П. Рубенс «Этюд оседланной лошади», В. Серов «Стригуны на водопое, Домотканово», А. Дюрер «Кролик», Леонардо да Винчи «Наброски коня» и др.; фотографии скульптуры египетской богини Бастет, конных скульптур П. Клодта; рисунки художников, студентов, детей.
Литературный ряд: Дж. Р. Киплинг «Маугли», С. Маршак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», Е. Благинина «Котёнок» и др. или другие сказки о животных, загадки (где говорится о характере животных-героев).
Музыкальный ряд: фрагмент из фантазии для инструментального ансамбля «Карнавал животных» К. Сен-Санса.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
– Вы знаете, что у каждого животного есть свой характер? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и
злые. Мастер Изображения старается передать их характер и настроение.
– Что Мастеру в этом помогает?
Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера и крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции: большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина, большие- или маленькие глаза; через выразительные детали: лохматую или гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.
Загадки:
Глазастая, зубастая,
Хвостом виляет,
В океане промышляет. (Акула.)
Кто по веткам ловко скачет,
Кто взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы. (Зебра.)
С. Маршак
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Кто это? (Лиса.)
Сядет, хвостик распушит,
Быстро шишку шелушит,
Спрыгнет вниз, сорвёт грибок,
Заготавливает впрок. (Белка.)
Лепит под плетнём
И крутит хвостом,
А то и в грязной луже –
И ничуть не тужит. (Свинья.)
У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала! (Щука.)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил её за хвост, но – ах!-
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица.)
КОТЁНОК
Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?..
Я взяла его домой,
Накормила досыта…
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть – как бархат,
Хвост – трубой…
До чего ж хорош собой!
Е. Благинина
III. Работа над заданием.
Изобразить животное, показав его характер и настроение: веселое, стремительное, угрожающее, трусливое (используя образы сказочных животных).
Основные этапы работы художника-анималиста над изображением животного, птицы:
1) Анализ основных форм, частей тела.
2) Уточнение пластики, характерных движений.
3) Ознакомление с поведением и способами передвижения.
4) Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья).
5) Изучение среды.
Индивидуальная работа с учащимися. Анализ общих ошибок (с помощью работ учащихся, схем и таблиц на доске, пояснений и устного анализа). Уточнение формы, движения.
– Какие книги, фильмы о животных вы смотрели, читали?
– Знаете ли вы, что такое «Красная книга природы»?
IV. Итоги урока.
Экспресс-выставка (по возможности) из лучших работ. Оценка выполненных работ. Требования к работам:
– анатомически верные;
– соблюдение пропорций;
– передача движения;
– прорисовка мелких деталей (шерсть, глаза и др.).
– общая завершенность, выразительность;
– аккуратность исполнения.
Можно сгруппировать рисунки детей так, чтобы рядом оказались противоположные по характеру образы.
Домашнее задание: прочитать «Сказку о царе Салтане».