Ультразвук.

0
8
алгоритмы

Цель: расширить знания об электромагнитных волнах, познакомить учащихся с ультразвуком, показать практическое применение. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Повторение

1. Что представляют собой звуковые волны?

2. Что является источником звука?

3. Каковы частота и длина звуковых волн, воспринимаемые человеком?

4. Как называются такие звуковые волны?

III . Изучение нового материала

Некоторые электромагнитные волны ранее не изучались. Но эти волны окружают человека и имеют для него важное значение.

Ультразвуковое излучение

Соберем установку

1. Осветим люминесцентный экран. Экран будет светиться.

2. Поместим между экраном и источником ультрафиолетового излучения стекло.

Стекло не пропускает ультрафиолетовое излучение. Кроме этого, ультрафиолетовое излучение ионизирует воздух, отражается метал­лами, имеет высокую химическую активность (фотобумага).

Волны, имеющие большую длину, чем красные, принято назы­вать инфракрасными. Они были открыты Генмелем (1738-1822), астрономом и физиком, в 1800 г. при исследовании распределения энергии в спектре с помощью очень чувствительного термометра.

Ультрафиолетовое излучение было обнаружено английским фи­зиком Волластоном (1766-1828) в 1801 г.

В 1901 г. Нобелевский комитет Шведской академии наук избрал Рентгена первым лауреатом Нобелевской премии. Именно с работы Рентгена началась цепь блистательных открытий, которую Резерфорд назвал героическим периодом в истории физики, плоды кото­рого мы сейчас пожинаем.

Ко времени открытия Рентгену было 50 лет. Он вел размеренную жизнь немецкого профессора, отличался строгостью суждений и не­зависимостью взглядов. Он был учеником Рудольфа Клаузиуса, а также известного физика-экспериментатора Августа Адольфа Кундта, школу которого прошли также знаменитые русские физики -Петр Николаевич Лебедев и Борис Борисович Голицын.

К 1895 г. Рентген был автором 50 научных работ, а его экспери­ментаторский талант был общепризнан.

Во времена Рентгена знаменитая трубка Гейсмера была известна уже более 40 лет, с ней работали самые выдающиеся физики XIX столетия, и все же природа катодных лучей оставалась невыяснен­ной. Рентген также не оставался к ней равнодушен и проводил опы­ты. Как и сотни исследователей, наблюдал красивое желто-зеленое свечение, которое возникало в месте падения катодных лучей на стенку трубы, отклонение этого пятна под действием магнитного поля и т. д.

Так продолжалось до вечера 8 ноября 1895 г., когда Рентген вдруг заметил свечение полоски бумаги, покрытой флуоресцирую­щей солью бария, которая лежала в стороне от работающей трубки Крукса. Более того, трубка была в это время закрыта непрозрачным картонным футляром. Рентген не оставил без внимания это случай­ное наблюдение: он был достаточно зрелым и опытным исследова­телем, чтобы сразу понять значение своего открытия.

IV . Закрепление изученного материала

– Какие лучи называются ультразвуковыми?

– Перечислите свойства ультразвукового из­лучения.

– Каковы их свойства?

– Где они применяются в технике и в быту?

– Кем и когда были открыты?

V . Подведение итогов урока

Домашнее задание

§ 35

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь