Тип Членистоногие Урок 1. Внешнее строение членистоногих

0
416

Цели урока: познакомить учащихся с общими признаками членистоногих, выяснить особенности внешнего строения членистоногих, черты их сходства и различия; обеспечить усвоение знаний об основах их классификации (ос­новные классы типа), чертах приспособленности к среде обитания; продол­жать формирование умений наблюдать, распознавать членистоногих в природе, на таблицах, рисунках, в коллекциях, сравнивать их между собой; работать с учебником.

Оборудование: таблицы «Тип Членистоногие. Речной рак», Тип Членисто­ногие. Паук-крестовик», «Тип Членистоногие. Жук-плавунец», коллекция «Тип Членистоногие», рисунки, фотографии членистоногих.

Ход урока

Организационный момент

Активизация познавательной деятельности

Мир животных на Земле огромен и разнообразен. Многообразие живот­ных проявляется в форме их тела, размерах, характере передвижения, пита­ния, мест обитания и во многом другом. Различия животных по этим признакам лежат в основе деления их на группы. Классификацию животных и количественное соотношение видов разных групп можно увидеть на диаграм­ме (диафильм «Класс Насекомые», кадр 5).

С представителями каких типов животного царства мы уже знакомы?

Назовите представителей названных типов.

На диаграмме видно, что эти животные в совокупности занимают л ишь не­большую часть всего животного царства. А большую часть среди всех живот­ных имеют членистоногие животные.

Членистоногие — самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих, или более 2/3 всех видов животных.

Как можно объяснить такое явление?

Изучение нового материала

Среди всех групп беспозвоночных животных тип членистоногих выделя­ется наибольшим разнообразием приспособлений к самым разным услови­ям обитания, изумительным богатством форм и огромным числом видов. Они живут во всех морях и океанах — и в толще воды, и на дне, и в грунте на разных глубинах; обитают и во всевозможных пресных водоемах — не толь­ко в реках и озерах, но и в мелких пересыхающих лужах, в подземных водах и пещерах, в скоплениях воды в дуплах деревьев. Некоторые виды приспосо­бились к жизни в очень соленых водоемах, другие — в горячих источниках.

Большая армия представителей этого типа приспособилась и к жизни вне воды — на суше, где членистоногие особенно многообразны.

Многие членистоногие — паразиты, постоянные или временные, наруж­ные или внутренние. Иногда они столько изменяются под влиянием парази­тического образа жизни, что даже перестают быть похожими на членистоногих.

О Рассмотрите представителей типа Членистоногие на рис. 89 «Многооб­разие членистоногих», стр. 69 и ответьте на вопрос: Где в природе можно


встретить изображенных на рисунках членистоногих? (2—3 предложе­ния о каждом представителе)

Способы питания членистоногих также весьма разнообразны. Одни фильтруют воду, потребляя мелкие планктонные организмы и мелкие взве­шенные частицы разлагающихся остатков организмов; другие роются в поч­ве и грунте, пропуская через кишечник большое количество минеральных частиц, чтобы усвоить рассеянные между ними органические вещества; есть членистоногие, которые питаются такими трудноперевариваемыми вещест­вами, как рог и воск; есть существующие за счет клетчатки. Огромное число представителей разных классов членистоногих — хищники и паразиты; один из основных источников пищи, особенно насекомых, — ткани живых высших растений.

Членистоногих можно встретить во всех климатических зонах. Огромно их количество и велико многообразие в тропиках, но есть они и в высоких широ­тах Арктики и на побережье Антарктиды. Членистоногих можно встретить и в самых сухих пустынях. Это тип животных, который по полноте овладения поверхностью земного шара не имеет равных.

Какой вывод можно сделать из вышесказанного?

Какие особенности организации и жизнедеятельности позволили этим животным так широко расселиться на Земле и приспособиться к усло­виям существования?

О Используя материал § 22, познакомьтесь с особенностями внешнего строения членистоногих и выявите у них прогрессивные черты разви­тия. Подумайте, какие причины повлияли на их возникновение. Рас­смотрите в коллекции представителей членистоногих и рассмотрите их органы, которые названы в тексте в § 22.

После работы с материалом учебника учащимся предлагается выполнить задание на закрепление (желательно, чтобы задание выполнялось без учебни­ка, но при необходимости можно вновь воспользоваться им).

О Дополните план рассказа об общей характеристике типа членистоно­гих, записав необходимую информацию в предлагаемую схему.

Тип насчитывает

Он включает следующие классы:…

Представители типа занимают такие среды обитания, как…

У всех животных данного типа … симметрия тела;

Тело разделено на

Покровы…

Свойства покровов…

Функции покровов…

Способ смены покрова…

Число ходильных ног у речного рака…, у паука-крестовика…, у майско­го жука…

Органы чувств: зрение…, обоняние…, осязание….

Признаки, обеспечившие приспособленность к разным средам обита­ния:….

ОтветыЛ. …более 1 миллиона видов; 3. …наземная, водная, почвенная, назем­но-воздушная,внутренняя среда организмов; 4. …двусторонняя симметрия; 5. …на головогрудь и брюшко (рак, паук) или на голову, грудь и брюшко (жук); 6. …хитино­вый покров; 7. …прочный, водонепроницаемый, плохо растяжимый, эластичный;

…наружный скелет, защита от механических и химических воздействий, защита от потерь воды; 9. …линька; 10. 5,4,3. 11. Зрение — глаза, обоняние и осязание — усики; 12…. хитиновый покров, членистые конечности и развитые органы чувств. Классификация членистоногих (схема на доске).

 

Тип

Членистоногие

Подтип

Жабродышащие

Хелицеровые

Трахейные

Класс

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Представители

Речной рак Японский краб

Паук-крестовик

Аполлон Майский жук