Тематическое занятие для 4 класса по ПДД «АЗБУКУ ДОРОГ ЗНАЙ НАЗУБОК!»

0
752
хакер

Цель: Создание условий для
1. Формирования у учащихся навыков ОБЖ.
2. Повторения в игровой форме правил дорожного движения.
3. Развития познавательной и коммуникативной компетенций и творческих способностей
учащихся.
Ход:
По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
• Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35–40 %.
• Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25–30 %.
• Неподчинение сигналам светофора 10–15 %.
• Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара – 5–10 %.
Как можно уберечься от необдуманных действий на дороге?
Азбука города
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, – над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилось с тобою беда. (Я.Пишумов)
– Тема нашего занятия звучит так: «Азбуку дорог знай назубок!»
Чтобы прочитать книжку, нужно выучить все буквы. На дороге же существуют свои «буквы»…
– О каких «буквах»пойдет сегодня речь? (Дорожные знаки)
– Сегодня на занятии мы будем говорить о дорожной азбуке, дорожных знаках, правилах и помощниках, которые нам помогают. Наше занятие будет состоять из двух частей: теории и практики.
Итак, теория…
( Материал подготовлен учениками)
Дорожные знаки
В давние времена не было ни личных автомобилей, ни общественного транспорта. Люди ходили пешком из одного поселения в другое. Но им надо было знать, куда ведет та или иная дорога, какое расстояние осталось пройти до нужного места. Чтобы передать эту информацию, наши предки ставили на дорогах камни, особым образом надламывали ветки, делали зарубки на стволах деревьев.
Необходимость в регулировании дорожного движения возникла в те времена, когда еще не было машин, а улицы находились во власти конных экипажей. В 1868 г. в Лондоне установили железнодорожный семафор с цветным диском. Но он не оправдал себя. И на их месте появились регулировщики. Держать огромную армию регулировщиков оказалось не совсем выгодно.
Но серьезная необходимость в дорожных знакам возникла с появлением автомобилей. Сто с лишних лет назад было принято решение о том, что дорожные знаки должны быть во всем мире едиными по назначению и виду. А в 1900 году договорились. Что на всех дорожных знаках должны быть не надписи, а символы – понятные и иностранным туристам, и неграмотным людям.
И в 1914 г. в городе Кливленде (США) появился первый электрический светофор. Он имел два сигнала – красный и зеленый и управлялся вручную. А уже в 1918 г. на улицах Нью-Йорка начали работать трехцветные электрические светофоры.

Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все. Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет – красные, синие и особая форма – круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.

Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные. Второй знак – дорожные работы, четвертый знак – прочие опасности.

У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает. Белая широкая горизонтальная полоса в сплошном красном круге запрещает въезд. Второй знак – движение запрещено, третий – обгон запрещен, четвертый – подача звуковых сигналов запрещена.

Следующая группа – предписывающие знаки. У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.

– Только кажется, что от обилия знаков кругом идет голова. На самом же деле, чем больше знаков, тем больше водитель и пешеход получает нужной, важной информации, обеспечивающей, прежде всего безопасность движения. Куда поворачивать – налево, направо? Помогает знак, подсказывающий направление объезда.

Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.

Есть знаки, которые указывают очередность проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог. Их форма – треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. Это знаки приоритета.
Еще есть знаки сервиса, информирующие о расположении соответствующих объектов. Назовите эти знаки.

Переходим к практике:
(Материал подготовлен кл руководителем)
Игра «Дорожная азбука рассыпалась», соберите и классифицируйте знаки дорожного движения по группам.
Просмотр мультфильма «Недетский знак»
Беседа после просмотра
Работа в группах «Загадочный знак». Соберите пазл – дорожный знак и объясните его значение.
Знак «Пешеходная дорожка» служит для того, чтобы обозначит дорожки, предназначенные для пешеходов. Сегодня во многих городах появляются целые улицы и кварталы, где запрещено движение транспорта и могут передвигаться только пешеходы. За городом такие пешеходные дорожки располагаются вдоль автомобильных дорог. Пешеходы должны знать: там, где висит такой знак, запрещено движение любого транспорта.
Знак «Движение пешеходов запрещено» напрямую касается пешеходов. На нем изображен человечек, перечеркнутый красной чертой. Не правда ли – знак очень выразителен? Любой, кто посмотрит на него, сразу поймет – в этом месте пешеходов быть не должно, им нельзя здесь ходить. Что же это за места? Тоннели, путепроводы, участники дороги, где идет ремонт.
Еще один запрещающий знак, который обязательно должны знать подростки, «Движение на велосипедах запрещено». Многие из вас любят кататься на велосипеде. Но есть такие участки дорог, где категорически запрещается ездить на велосипедах. Перед ними и устанавливается этот знак.
Просмотр мультфильма «Автомобили специального назначения»
Беседа после просмотра
Ф/минутка – игра на внимание
А я предлагаю заняться тренировкой внимания. Отвечаете на вопросы «да», «нет». – Что хотите – говорите, в море сладкая вода? Нет.
– Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет? Да.
– Что хотите – говорите, каждый раз идя домой, играем мы на мостовой? Нет.
– Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? Нет.
– Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там , где переход? Да.
– Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? Нет.

Работа в группах:
Определите, что мальчик делает неправильно и поясните, как следует себя вести в данной ситуации.

Частушки (домашнее задание)

Дорогие, пешеходы,
Слушайте внимательно.
Пропоем мы вам частушки
Просто замечательно.

Если где–то школа здесь,
Значит рядом «зебра» есть.
Но поесть она не спросит,
А пройти по ней попросит.

Что за гонки на дороге,
Что за шум и что за крик.
На педали жмёт не глядя
Третьей школы ученик!

Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь.
На площадке ты играй
На дороге не мешай!

Там, где транспорт и дорога.
Знать порядок все должны.
На проезжей части строго
Игры все запрещены.

Я прошёл через дорогу,
Там где не положено.
И пришлось мне заплатить штраф,
За что положено

Ты на красный не ходи,
И на жёлтый тоже.
Свет зелёный загорит-
Вот теперь нам путь открыт!

Нужно всем нам соблюдать
Правила движения.
Знаки знать только на «пять»
И без возражения.

Работа в группе предлагаются вопросы:
1. Является ли велосипед транспортным средством? (Является.)
2. При помощи чего регулировщик управляет движением? (Жезл.)
3. Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит. ( Дорога.)
4. По какому номеру телефона вызывают милицию? (102)
5. Устройство, помогающее при движении на дороге. (Светофор.)
6. Цвет светофора, который запрещает идти через дорогу. (Красный.)
7. Дом для автомобиля. ( Гараж.)
8. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. ( Автобус.)

1. Что такое перекресток? ( Это пересечение дорог.)
2. По какому номеру телефона вызывают скорую помощь? (103)
3. Цвет, который предупреждает о готовности к переходу дороги. (Желтый.)
4. Ноги автомобиля. ( Колеса.)
5.Общественный транспорт, который нужно обходить сзади. (Автобус.)
6. Милиционер из стихотворения С. Михалкова. (Дядя Степа.)
7. Какое учреждение призвано следить за выполнением правил дорожного движения? (МАИ.)
8. Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горят и день, и ночь –
Зеленый желтый, красный. ( Светофор.)

1. Устройство для остановки автомобиля. (Тормоз.)
2. Человек, идущий по тротуару. (Пешеход.)
3. Кто продает билеты в общественном транспорте? (Кондуктор.)
4. Глаза автомобиля. (Фары.)
5. Водитель велосипеда? (Велосипедист.)
6. Что показывает стрелка спидометра? (Скорость.)
7 . В этом месте, как ни странно,
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое? (Автобусная остановка.)
8 . На какой цвет мы можем двигаться? (Зеленый.)
Рефлексия:
– Чем сегодня мы занимались, чему учились?
– В течение всего занятия мы вели разговор о пра¬вилах дорожного движения, о том, кто и что нам помогает их выпол¬нять. В конце занятия давайте еще раз назовем всех помощни¬ков пешеходов: (…)
– Кто обязательно должен знать Правила Дорожного Движения – пешеходы или водители? (Все!)
– Какой главный прибор, который всегда поможет на дороге?
Конечно светофор. Нам предстоит собрать сейчас светофор. На столах у вас листочки красного, желтого и зеленого цветов. На этих листках закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Мне понравилось…
Ученики исполняют песню «Чтоб не случилось бед»
ЧТОБ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕД
Сл. и муз. Н.Тананко
1. Мы без всякого сомнения
Можем точно вам сказать
То, что правила движения
Каждый школьник должен знать!
ПРИПЕВ:
Мы учим понемногу,
Как перейти дорогу,
И если сесть захочешь
Ты на велосипед,
То выучи сначала –
Ни много и ни мало –
Все правила движенья,
Чтоб не случилось бед.
2. Знаем знаки мы дорожные,
Светофор – наш лучший друг.
Обойтись без них не можем мы –
Это ясно всем вокруг.
ПРИПЕВ.
3. Эти правила не трудные,
Каждый может их понять.
Но не только знать их нужно нам,
Мы должны их выполнять!
ПРИПЕВ.
В заключении нашего занятия я хотела бы сказать: «Надо помнить, что жизнь не игра , будьте внимательны на дороге, знайте азбуку дорог назубок!»